Налоговым органом проведена проверка соблюдения организацией законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов на автомобильной стоянке, принадлежащей организации, в ходе которой установлено, что денежные расчеты при оказании услуги за автостоянку производятся с применением ККМ. При проверке чека, пробитого по указанной ККМ, выявлено расхождение регистрационного номера электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), напечатанного на чеке, с регистрационным номером ЭКЛЗ, указанным в акте ввода ЭКЛЗ в эксплуатацию при регистрации ККМ в налоговом органе. При проверке корректности криптографического проверочного кода кассового чека установлено, что проверочный код указанного кассового чека неверен. Выяснилось, что на ККМ вместо штатного блока ЭКЛЗ, который должен обеспечивать защищенную и некорректируемую регистрацию информации обо всех проведенных кассовых операциях, установлено внештатное устройство - эмулятор блока ЭКЛЗ. Налоговый орган сделал вывод о том, что ККМ не обеспечивает защиту фискальных данных для каждого фискального документа и не обеспечивает долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях, то есть фактически эксплуатировалась в нефискальном режиме, и вынес постановление, в соответствии с которым организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ. Организация ссылается на то, что сдавала ККМ в ремонт, в ходе которого была произведена замена ЭКЛЗ, но организация не была проинформирована о том, что вместо указанной в документах ЭКЛЗ поставлен эмулятор ЭКЛЗ. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности в данном случае?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Как следует из Протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК по ККМ) от 25.06.2002 N 4/69-2002, ЭКЛЗ - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ), обеспечивающее защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

Согласно п. 1.6 Пояснений к терминам, используемым в технических требованиях к электронным контрольно-кассовым машинам (Приложение N 5 к Протоколу заседания ГМЭК от 19.12.2002 N 7/72-2002), электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) - программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:

1) некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;

2) формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;

3) долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 1 Протокола заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 с 1 января 2003 г. было рекомендовано начать внедрение электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ). В этих целях было предписано не продлевать сроки нахождения в Государственном реестре моделей контрольно-кассовых машин, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, с 1 июля 2003 г. - для пассивных системных контрольно-кассовых машин, активных системных контрольно-кассовых машин, фискальных регистраторов и с 1 января 2004 г. - для автономных контрольно-кассовых машин.

Было предписано МНС России рекомендовать налоговым органам не принимать к регистрации контрольно-кассовые машины, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, с 1 июля 2003 г. - для пассивных системных контрольно-кассовых машин, активных системных контрольно-кассовых машин, фискальных регистраторов и с 1 января 2004 г. - для автономных контрольно-кассовых машин.

Порядок процедуры замены ЭКЛЗ в ККТ установлен в Письме УФНС России по г. Москве от 28.12.2005 N 22-12/97245.

Таким образом, можно сделать вывод, что прямой запрет на применение ККМ без ЭКЛЗ отсутствует.

Из вышеназванных норм можно сделать вывод, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, так как она не имела возможности в данном случае знать об установке в ККТ эмулятора ЭКЛЗ.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2008 N А56-41657/2007).

Однако следует учитывать, что применение ККМ, пробивающей чеки с отсутствием реквизитов электронной контрольной ленты, является основанием для привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2008 N Ф04-4837/2008(9478-А03-3)).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.01.2009