Налоговым органом проведена проверка торговой точки, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Проверкой установлено, что в торговой точке расчеты производились с использованием средств наличного платежа за оказанные услуги без применения контрольно-кассовой техники. Индивидуальный предприниматель при осуществлении наличных денежных расчетов с клиентами за оказание услуг по приему платежей за услуги сотовой связи использовал платежный терминал, который фискальной памятью не оснащен, в Государственный реестр не включен и в налоговом органе по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика не зарегистрирован. Налоговым органом вынесено постановление, которым индивидуальный предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. Однако индивидуальный предприниматель считает, что платежи за услуги сотовой связи правомерно производятся без применения контрольно-кассовой машины через платежный терминал. При оказании услуг по пополнению телефонного счета через терминал, принадлежащий индивидуальному предпринимателю, клиенту выдается квитанция, в которой указаны номер терминала, сумма платежа, номер телефона, дата и время платежа, другие реквизиты, позволяющие контролировать поступление наличных денежных средств. Правомерно ли привлечение к административной ответственности?
Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что в соответствии со ст. 1 Закона N 54-ФЗ в настоящее время наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.
Закон N 54-ФЗ не предусматривает ККМ как единственный вид контрольно-кассовой техники, ККМ является лишь одним из видов ККТ.
При этом государственного реестра электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов, применение которых согласно ст. 1 Закона N 54-ФЗ предусмотрено наряду с ККМ, не имеется. Требований (актов) компетентных органов, обязывающих оснащать применяемую ККТ (электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы, торговые автоматы, терминалы самообслуживания) устройствами фискальной памяти, не принято.
Однако УФНС России по г. Москве в своем Письме от 09.02.2007 N 22-12/012443 указывает, что платежный терминал не относится к категории ККТ (не включен в Госреестр). В связи с этим терминал не подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета организации.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 11301/07 указано, что операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из Постановления Президиума ВАС РФ можно сделать вывод, что в данном случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности неправомерно, так как в действиях индивидуального предпринимателя нет состава административного правонарушения, спорный терминал позволял контролировать прием денежных средств, и представляется, что им разрешено пользоваться вместо ККМ.
Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 N А12-18304/07-С24, от 26.06.2008 N А55-2773/2008, от 10.06.2008 N А55-15895/2007, от 28.04.2008 N А65-12865/2007-СА3-38, от 19.02.2008 N А55-12454/2007-7, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 N Ф04-6618/2007(38538-А46-27)).
УФНС России по г. Москве в своем Письме от 17.04.2006 N 22-12/31184 указывает, что в случае приема платежей у населения через терминалы экспресс-оплаты мобильной связи, коммунальных услуг, пошлин и сборов государственных учреждений, а также осуществления иных банковских операций по экспресс-оплате применение ККТ обязательно.
Согласно Письму ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@ при осуществлении наличных денежных расчетов при приеме платежей через платежные терминалы ККТ применяется в обязательном порядке.
Таким образом, неправомерность привлечения к административной ответственности в данном случае, очевидно, придется доказывать в суде.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
20.01.2009