Налоговый орган провел проверку соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдения условий работы с денежной наличностью в принадлежащем организации объекте. На основании результатов проверки налоговый орган вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Организация считает, что выявленное расхождение данных бухгалтерского учета выручки с данными, отраженными в фискальном отчете, не свидетельствует об осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой машины. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии с п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций по осуществлению контроля учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин, в целях обеспечения полноты исчисления и уплаты налогов юридическими и физическими лицами, направленных Письмом Госналогслужбы России от 10.06.1997 N ВК-6-16/435 "О проекте Методических рекомендаций по контролю за учетом выручки, полученной с применением ККМ", данные фискальной памяти по проверяемому периоду документируются посредством снятия фискального отчета (ФО) с проверяемой контрольно-кассовой машины, который и служит в дальнейшем исходным документом для сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Исходя из смысла п. 4.3 Порядка регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах г. Москвы (Приложение N 3 к Приказу УМНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189) фискальный отчет представляется налоговому органу для проверки полноты учета выручки денежных средств организации (индивидуального предпринимателя) за период регистрации ККТ. Производится путем сопоставления выручки согласно данным фискальной памяти используемой организацией (индивидуальным предпринимателем) ККТ с записями в журнале кассира-операциониста (данными бухгалтерского учета и отчетности). Период фискального отчета ККТ и итоговые суммы (квартал, месяц и т. п.) определяются совместно с отделами инспекции, осуществляющими контроль за исчислением налогов и других обязательных платежей.

ФНС России в Письме от 26.01.2005 N 22-3-11/073@ указала, что при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении требований законодательства о ККТ, при установлении факта неприменения ККТ и обоснованных доказательств его совершения к административной ответственности в виде взыскания штрафа могут быть привлечены гражданин (продавец-кассир), должностное лицо и само юридическое лицо.

Представляется, что исходя только лишь из данных бухгалтерского учета невозможно правильно определить, применяла ли организация ККТ или нет, следовательно, привлечение организации к административной ответственности неправомерно.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2008 N Ф04-2783/2008(4575-А70-3), от 29.04.2008 N Ф04-2744/2008(4455-А70-3), от 29.04.2008 N Ф04-1883/2008(2273-А70-19), от 24.04.2008 N Ф04-2593/2008(4095-А70-19), ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2004 N А82-8236/2003-16, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 N А69-2826/06-3-Ф02-1197/07).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.01.2009