Правомерно ли учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора определений ВАС РФ о возвращении заявления о признании недействующими положений нормативного правового акта?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
В силу ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений ВАС РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.
Учитывая данную норму, на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора решений и определений ВАС РФ государственная пошлина не уплачивается.
Данный вывод подтверждает и ВАС РФ в Определениях от 28.08.2008 N 10649/08 и от 20.03.2008 N 3240/08.
На основании ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления о пересмотре в порядке надзора определения ВАС РФ о возвращении заявления о признании недействующими положений нормативного правового акта, подлежит возврату.
С учетом изложенного является неправомерным учитывать в целях налогообложения прибыли расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора определений ВАС РФ о возвращении заявления о признании недействующими положений нормативного правового акта.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
20.01.2009