Налоговый орган на основании проведенной проверки вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу бензина без применения ККТ за наличный расчет. Работник организации при отпуске бензина пробил кассовый чек, ККТ применил, но не перевел ее в режим "наличный". Правомерно ли в данном случае привлечение организации к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Исходя из смысла п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Все вышеприведенные обстоятельства являются нарушением положений Закона N 54-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение организации к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ неправомерно, так как организация фактически применяла ККТ и ее действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой, в частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 N А55-17430/2007-5 указано, что выдача ККТ чека с иными сведениями к неприменению ККТ не относится, то есть ККТ применена, а потому привлечение общества к административной ответственности неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.01.2009