Налоговым органом была проведена проверка соблюдения организацией Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в результате которой в отделе магазина, принадлежащем организации, был установлен факт осуществления расчетов наличными денежными средствам с применением ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе по месту учета организации, а зарегистрированной в другом налоговом органе, на учете которого организация находилась до переезда на новое место. Налоговый орган вынес постановление о назначении организации административного наказания по ст. 14.5 КоАП РФ. Правомерно ли в данном случае назначение организации административного наказания?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закона N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Закона N 54-ФЗ).

Согласно п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.

ФНС России в своем Письме от 24.10.2005 N 06-9-09/38@ указала, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Применение ККТ, не зарегистрированной по месту учета организации, влечет ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ, и может расцениваться как неприменение ККТ. Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2008 N Ф04-3277/2008(5632-А70-6)).

Однако следует отметить, что в Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2007 N КА-А40/9796-07 указано, что ст. 14.5 КоАП РФ и положения Закона N 54-ФЗ не устанавливают ответственности за бездействие организации при неперерегистрации ККТ в случае изменения юридического адреса организации при факте регистрации ККТ ранее по месту учета организации в качестве налогоплательщика.

Таким образом, неправомерность действий налоговых органов при назначении организации административного наказания в данном случае, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.01.2009