01.04.2008 организация - налоговый агент по НДФЛ представила в налоговый орган сведения о доходах работников за 2007 г. на бумажном носителе. Налоговый орган отказал в принятии сведений на бумажных носителях, поскольку ч. 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что данные сведения могут быть представлены только на магнитных носителях либо с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России. Налоговым агентом указанные сведения были представлены на магнитном носителе (дискете) 02.04.2008. Решением налогового органа, посчитавшего, что налоговый агент представил сведения 02.04.2008, т. е. с нарушением установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока, налоговый агент привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений. Правомерно ли такое решение налогового органа?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
Формат сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" в электронном виде (на основе XML) утвержден Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.
Минфин России в Письме от 18.12.2006 N 03-05-01-03/157, направленном для доведения до подведомственных налоговых органов и налоговых агентов Письмом ФНС России от 28.12.2006 N САЭ-6-04/1272@, разъяснил, что до утверждения Минфином России в соответствии со ст. 230 НК РФ порядка представления на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов подлежит применению порядок передачи таких сведений, определенный в Приказе МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" (далее - Приказ N БГ-3-04/583).
Приказом N БГ-3-04/583 утвержден Порядок представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы (далее - Порядок).
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Минфин России в Письме от 10.07.2006 N 03-05-01-04/206 разъяснил, что в НК РФ не содержится указания на форму ведения и хранения налоговых карточек, обязательную для налоговых агентов, и организация вправе вести и хранить налоговые карточки в электронном виде.
Учитывая данную позицию Минфина России, можно сделать вывод, что поскольку в указанной ситуации сведения о доходах работников на бумажном носителе представлены в налоговый орган с соблюдением установленного срока, а НК РФ не предусматривает форму ведения и хранения налоговых карточек, налоговым агентом обязанность, предусмотренная п. 2 ст. 230 НК РФ, исполнена своевременно, следовательно, привлечение его к налоговой ответственности неправомерно.
Следует отметить, что единой позиции по данному вопросу в судебной практике нет.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.03.2003 N Ф04/1240-181/А03-2003 в аналогичной ситуации пришел к выводу об обоснованности привлечения налогового агента к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом суд признал обстоятельством, смягчающими ответственность за непредставление сведений о доходах физических лиц на магнитном носителе, отсутствие у налогового агента компьютера и денежных средств на расчетном счете, необходимых для его покупки.
Однако ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15.02.2007 N А33-12866/06-Ф02-270/07 пришел к противоположному выводу, не разделив точку зрения налогового органа, который утверждал, что так как налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, а данные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России, то у налогового агента не было права представлять указанные сведения на бумажном носителе, в связи с чем решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, законно и обоснованно.
Суд установил, что сведения о доходах физических лиц за 2005 г., содержащиеся на бумажном носителе, направлены налоговым агентом в налоговый орган 24.03.2006, и сделал вывод о том, что срок представления указанных сведений, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ, налоговый агент не нарушил. При таких обстоятельствах суд посчитал, что привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за представление документов с нарушением срока произведено налоговым органом неправомерно.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России, а также судебную практику, налогоплательщик имеет возможность признать указанное решение неправомерным в суде.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.01.2009