О порядке оформления прав граждан на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, строительства гаражей
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2009 г. N Д23-72
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления прав на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, строительства гаражей, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Однако полагаем возможным по существу обозначенных в обращении вопросов отметить следующее.
Упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки установлен ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и распространяется в отношении земельных участков:
- предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 г.;
- предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 названной статьи установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации права на земельные участки в упрощенном порядке. Обязательным приложением к представляемым в соответствии с указанной статьей документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
Для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки проводить кадастровые работы для подготовки межевого плана не обязательно.
При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если:
- сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
- кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении.
Вышеуказанный порядок упрощенного оформления прав граждан на земельные участки не распространяется на земельные участки, предоставленные после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации либо предоставленные для иных целей, чем указано выше. В отношении указанных земельных участков выполнение кадастровых работ с целью оформления межевого плана для осуществления кадастрового учета является обязательным условием (ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)). Выполнение данных работ осуществляется на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ (далее - договор подряда) кадастровым инженером или до 1 января 2011 г. лицом, считающимся кадастровым инженером. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда путем составления твердой сметы (п. 4 ст. 36 Закона о кадастре).
Дополнительно Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с п. 3 ст. 47 Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. При этом установленные до дня вступления в силу Закона о кадастре в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное), установленными для кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В. В.АНДРОПОВ
16.01.2009