О порядке разрешения спора, возникшего из-за невыполнения перевозчиком взятых на себя обязательств по доставке груза из г. Урумчи (Китай) в г. Томск

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 января 2009 г. N Д05-202

Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу невыполнения перевозчиком взятых на себя обязательств по доставке груза из г. Урумчи (Китай) в г. Томск и информирует.

Согласно ст. 785 гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - Кодекс) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно ст. 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 Кодекса).

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 Кодекса).

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду гл. 4 Постановления Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте".

Также порядок оказания услуг, связанных с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд, отражен в гл. 4 Постановления Правительства РФ от 18.01.2007 N 27 "Об исполнении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте".

Статья 12 гл. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" дает право клиенту или уполномоченному им лицу, получателю груза, указанному в договоре транспортной экспедиции, на предъявление претензии экспедитору.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

В целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран создаются торгово-промышленные палаты (далее - ТПП).

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность торгово-промышленных палат, является Закон от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", на основании которого ТПП имеют право представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах; для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами; осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.

Методом разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли, является международный коммерческий арбитраж.

Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей.

Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

На основании вышеизложенного, можно обратиться в Томскую Торгово-промышленную палату по адресу: 634041, г. Томск, ул. Красноармейская, 71а; тел. 8(3822)433-130, 433-936, факс 433-218; http://tpp. tomsk. ru; e-mail: tpp@cnti. tomsk. ru.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

П. В.ПУСТЕЛЕНИН

16.01.2009