Организация отправила за границу груз в опломбированном вагоне. На таможне был произведен осмотр груза и, соответственно, вагон пришлось заново опломбировать. В связи с этим организация дважды оплатила расходы по опломбированию вагона. Вправе ли организация в целях налогообложения прибыли полностью учесть расходы на опломбирование вагона? Являются ли указанные расходы в данном случае экономически обоснованными?

Ответ: В целях налогообложения прибыли расходами согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг регулируются положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ).

Согласно ст. 28 Закона N 18-ФЗ загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если погрузка была обеспечена организацией-грузоотправителем, расходы по опломбированию вагона несет организация-грузоотправитель. Следовательно, указанные расходы в целях налогообложения прибыли являются экономически обоснованными и организация вправе учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли при их соответствии прочим критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами (абз. 3 ст. 28 Закона N 18-ФЗ).

При этом расходы перевозчика на предоставление запорно-пломбировочных устройств таможенным органам или другим органам государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) (абз. 4 ст. 28 Закона N 18-ФЗ).

Таким образом, расходы по повторному опломбированию вагона несет либо грузоотправитель, либо грузополучатель. В рассматриваемой ситуации в целях устранения претензий со стороны налоговых органов в договоре, заключенном организацией-грузоотправителем с грузополучателем, целесообразно предусмотреть условия оплаты по опломбированию вагона на таможне. В том случае, если договором предусмотрено, что расходы по опломбированию вагона несет организация-грузоотправитель, то данные расходы в целях налогообложения прибыли являются экономически обоснованными. Указанные расходы организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли при их соответствии прочим критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

К. В.Анатолити

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.01.2009