О списании средств со счета организации по расчетным документам, предусматривающим уплату таможенных платежей и выплату зарплаты работникам, если налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам, но не направил поручение перечислить налоги (сборы, пени и штрафы) в бюджет РФ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2013 г. N 03-02-07/1/51123
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Согласно п. 6 ст. 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 76 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств со счета осуществляется в очередности, предусмотренной указанным пунктом.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, осуществляется в четвертую очередь.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П "По делу о конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производится в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и вторую очередь.
Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков исполняются с учетом указанного выше законодательного регулирования очередности исполнения платежных документов.
Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отсутствии поручений налогового органа на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации возможно списание средств по расчетным документам, предусматривающим уплату таможенных платежей и выплату заработной платы сотрудникам организации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
26.11.2013