Правовое регулирование оборота аудиовизуальной продукции в России

(Трунцевский Ю. В.) ("Юрист", N 3, 2002) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

Ю. В. Трунцевский, к. ю.н., доцент, Академия налоговой полиции ФСНП России, член Исполкома РАЮН.

Права, относящиеся к литературным, научным и художественным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, составляют интеллектуальную собственность. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила использование термина "интеллектуальная собственность" на законодательной основе, провозгласив, что интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44 Конституции РФ). Затем указанный термин был использован в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и ряде других законодательных актов РФ. Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ), ст. 128 ГК РФ называет результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них объектами гражданского права. В обобщенном виде содержание понятия "интеллектуальная собственность" раскрывается в ст. 138 ГК РФ, где указывается, что "в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)". Результаты интеллектуальной деятельности имеют и стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда, они могут быть включены в товарооборот на коммерческих условиях, давать полезный эффект, удовлетворять личные и общественные потребности <*>. -------------------------------- <*> См.: Гальперин Л. Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа. В кн.: Право промышленной и интеллектуальной собственности. С. 11.

Законами, определяющими объекты интеллектуальной собственности в России, являются Патентный закон РФ и Законы РФ: "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара", "О правовой охране топологии интегральных микросхем", "О селекционных достижениях", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Таким образом, под интеллектуальной собственностью следует понимать "совокупность имущественных и личных неимущественных прав на материально выраженный результат творческой и интеллектуальной деятельности, а равно на приравненные к нему средства индивидуализации участников торгового оборота, обладающие ценностью для общества, признанные им и охраняемые государством" <*>. -------------------------------- <*> Ступников А. Г. Интеллектуальная собственность: понятие и признаки // Юрист. 2000. N 10. С. 44.

Право интеллектуальной собственности является подотраслью российского гражданского права, а авторское право является правовым институтом права интеллектуальной собственности <*>. -------------------------------- <*> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. С. 20.

Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копий книг, что и было отражено в самом термине "Copyright" - "право на копию". Теперь этот английский термин означает авторское право. В ст. 15 ЗоАП установлено, что автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права, которые, независимо от его имущественных прав, сохраняются бессрочно, в том числе после передачи права на использование произведения. Исключительные имущественные права, согласно ст. 16 ЗоАП, принадлежат автору (соавторам совместно) в отношении его (их) произведения на использование этого произведения в любой форме и любым из нижеперечисленных способов: - воспроизводить произведение (право на воспроизведение); - распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); - импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); - публично показывать произведение (право на публичный показ); - публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); - сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); - сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); - переводить произведение (право на перевод); - переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку). Такие исключительные права напоминают право собственности - они действуют против всех других лиц, запрещая им использовать произведение без согласия автора. Имущественные авторские права могут быть переданы автором (частично или полностью) другим лицам путем заключения авторского договора. Если же третьи лица используют произведение автора (воспроизведение, распространение, импорт...) без согласия автора, они нарушают авторское право и могут преследоваться по ст. 49 ЗоАП. Таким образом, обладателями имущественных авторских прав могут выступать не только сами авторы, но и иные лица (организации или граждане). Все они именуются "правообладателями". Передача исключительных имущественных прав в аудиовизуальном бизнесе может осуществляться только на основании договора (соглашение, контракт, лицензионный договор) в письменной форме (в ст. 32 ЗоАП предусмотрена возможность заключения устного договора), которым разрешается использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах юридическому или физическому лицу, что дает ему право запрещать подобное использование этого произведения другими лицами. Договор называют авторским не потому, что с одной из сторон в нем участвует автор (автор может и не быть стороной договора), а потому, что объектом (предметом) авторского договора являются авторские права. К авторским договорам применяются общие нормы гражданского права и ст. 30 - 34 ЗоАП. Нормы зарубежного или международного права могут применяться к авторским договорам, закрепляющим использование произведений не только за рубежом, но и в случае использования произведения в России. Например, если правообладателем является иностранный гражданин или юридическое лицо. В этом случае стороны сами выбирают право, подлежащее применению к таким договорам. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (ст. 1211 ГКРФ). По ЗоАП названия сторон авторского договора условны, то есть они не имеют точных юридических наименований и на практике владелец авторских прав именуется как "автор", "продавец", "правообладатель", "лицензиар", а получатель прав - "получатель", "покупатель", "лицензиат", "пользователь", "заказчик". Однако термины "продавец" и "покупатель" неприменимы для российского законодательства, поскольку в настоящее время оно не предусматривает полной уступки исключительного права (только лицензию, то есть передачу в пользование). Такая терминология присуща только контрактам с зарубежными контрагентами, например из стран англо - американской правовой системы. За рубежом авторы аудиовизуального произведения, как правило, передают свои исключительные права лицу, финансировавшему процесс создания произведения. Так, кинокомпании заключают лицензионные соглашения (контракты) на воспроизведение и распространение на определенной территории и в период времени своих аудиовизуальных произведений с дистрибьюторами, в том числе с российскими компаниями. В отличие от мировой практики на российском аудиовизуальном рынке получила распространение система "сублицензирования". Сублицензирование включает: заключение договоров с юридическими (физическими) лицами на передачу им прав на воспроизведение (изготовление экземпляров) и распространение видеокассет с записями фильмов, правами на воспроизведение и распространение которых обладает российская компания в соответствии с лицензионным договором (контрактом) с зарубежным дистрибьютором (обладателем исключительных прав). К произведениям, являющимся объектами авторского права, согласно ст. 7 ЗоАП относятся аудиовизуальные произведения. Объекты авторского права - аудиовизуальные произведения обычно связаны с какими-либо материальными предметами - носителями и на них попадают в гражданский оборот. Так, телефильм или телепередача могут быть представлены на видеокассете, радиопередача или музыкальное произведение - в форме аудиокассеты, компакт - диска и т. п. Причем материальным объектом (например, видеокассетой), в котором воплощено авторское произведение, может выступать не только оригинал произведения, но и любой его экземпляр (копия). Так, для просмотра видеофильма необходимо либо стать собственником этого материального носителя, либо получить доступ к нему на ином основании (просмотр в видеозале, взять в прокат и т. п.). В соответствии с ч. 5 ст. 6 ЗоАП авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Во многих случаях вначале автор (правообладатель) произведения является одновременно собственником материального носителя. Затем он может распорядиться своим авторским правом - предоставить его другому лицу. Автор может также распорядиться материальным объектом. Но во всех подобных случаях правомерная передача материального носителя (видеокассеты) другому лицу сама по себе не означает, что автор (правообладатель или иной собственник) предоставил также и авторские права на произведение, находящееся на этом носителе (аудио-, видеокассете). Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: - латинской буквы "C" (знак "Copyright") в окружности: C; - имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; - года первого опубликования произведения. Наличие знака "Copyright" на экземпляре произведения (например, на обложке видеокассеты) как российского, так и иностранного автора в соответствии со ст. 9 Закона необязательно. Таким образом, при отсутствии доказательств (знака "Copyright") на обложке видеокассеты автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, в частности в титрах видеофильма. Пользование знаком охраны авторского права носит исключительно информационный характер: свидетельствует о том, что лицо, проставившее этот знак, считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом. Однако владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак "Copyright". В таком случае проставление данного знака является обязательным. На обложках видеокассет, выпущенных в России, знак "Copyright" присутствует. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Такое положение называется принципом "исчерпания авторских прав". Право дальнейшего свободного распространения экземпляров, приобретенное владельцем экземпляров на основе указанного выше принципа, действует без какого-либо ограничения по территории. Однако в некоторых случаях такие ограничения имеются. Лицо, получившее на основе принципа "исчерпания авторских прав" право на дальнейшее распространение экземпляров произведения, не вправе сдавать эти экземпляры в прокат без дополнительного согласия со стороны владельца авторских прав (по договору). Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения по ст. 18 ЗоАП допускается воспроизведение любого правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, в том числе и последующее его использование. Типичными примерами такого воспроизведения являются: перезапись с диска или с кассеты; запись радиопередачи; запись фильма из эфира на видеокассету; вывод текста или изображения из компьютера (DVD-диск) и др. Полученная для использования в личных целях копия не должна поступить в гражданский оборот, то есть быть предметом купли - продажи, обмена, дарения, договора о безвозмездном использовании, договора проката. Так, следует признать незаконным просмотр (прослушивание) кассет с видеофильмами, аудиопроизведениями без специального разрешения правообладателя в общественных местах: залах ожидания вокзалов, электропоездах, в салонах рейсовых автобусов, барах и др. Наряду с нарушениями авторского права в аудиовизуальной сфере объектом посягательств становятся и смежные права. "В странах континентальной Европы предложения отдельных ученых приравнять результаты деятельности исполнителей и звукозаписи к объектам авторского права поддержки не получили. В результате постепенно сформировалось особое понятие - объект смежного (с авторским) права, к которому были отнесены исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания" <*>. -------------------------------- <*> Сергеев С. Охрана прав исполнителей и производителей фонограмм в соответствии с Римской конвенцией, Соглашением ТРИПС и Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 51.

В Российской Федерации охрана смежных прав стала осуществляться с 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства ССР и республик. В ЗоАП смежным правам посвящен раздел III. Этот Закон указывает на четыре категории смежных прав: 1. Права исполнителей фонограмм на их фонограммы (исполнительские права); 2. Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права); 3. Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир; 4. Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения <*>. -------------------------------- <*> См.: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Фонд "Правовая культура", 1996. С. 154.

Исполнительские права признаются в случае, если исполнение (постановка) записано на фонограмму или включено в передачу в эфир или по кабелю. Объектом интеллектуальной собственности применительно к исполнителю является результат его творческой деятельности, исполнение или постановка - это объективная форма, в которой такой результат выражен вовне, а фонограмма либо передача в эфир или по кабелю - это способ фиксации, позволяющий воспроизведение исполнения и постановки. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), принятом на дипломатической конференции 1996 г. в Женеве, уточнено определение фонограммы: "Фонограмма означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение" (ст. 2). "Техника воспроизведения исполнений прошла сложный путь развития от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях (магнитные ленты и позднее - компакт - кассеты и цифровые записи). Наиболее распространенным носителем для цифровой записи впервые выступил оптический диск (компакт - диск), на смену которому сейчас приходит DVD, позволяющий на порядок увеличить объем записи" <*>. -------------------------------- <*> Савельева И. Правовая охрана фонограмм в России и СНГ // ИС. Авторское право и смежные права. 2000. N 2. С. 11.

Права производителя фонограммы - физического лица охраняются, если он является гражданином России, и юридического лица, - если это юридическое лицо имеет официальное местонахождение на территории России, а фонограмма была записана после регистрации юридического лица и впервые опубликована на территории Российской Федерации. Иностранный производитель фонограммы, не пользующийся охраной по российскому законодательству, может до распространения фонограммы за рубежом изготовить ее тираж в России и распространять фонограмму в России либо даже оттиражировать фонограмму за рубежом, ввезти тираж в Россию и распространить его в России. В этих случаях иностранный производитель фонограммы получит российские фонограммные права <*>. -------------------------------- <*> См.: Гаврилов Э. П. Указ. соч. С. 159.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы (ч. 4 ст. 36 ЗоАП). У исполнителей право на распространение воспроизведенной записи (фонограммы) отсутствует. Также у исполнителя, чье исполнение зафиксировано в виде записи, нет права на прокат. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 37 ЗоАП право на прокат от исполнителя переходит к производителю фонограмм - при заключении ими договора о записи исполнения. Производителю фонограммы в отношении его фонограммы (ч. 1 ст. 38 ЗоАП) принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять, разрешать или запрещать осуществлять следующие действия: 1) воспроизводить фонограмму; 2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму; 3) распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее; 4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы. В отношении соответствия внутригосударственного права нормам международного права в области смежных прав (Римская конвенция 1961 г., Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г., Соглашение ТРИПС 1994 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.) мы согласимся с мнением профессора С. Сергеева о том, что российское законодательство в целом соответствует международным обязательствам, поэтому вносить какие-то коренные изменения в действующие законы не потребуется. Вместе с тем на основе указанных соглашений определенные изменения и дополнения внести придется <*>. -------------------------------- <*> См.: Сергеев С. Указ. соч. С. 58.

Так, в ДИФ уточнено право воспроизведения как исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм любым образом и в любой форме, что позволяет охватить, например, запись фонограммы в цифровой форме в память компьютера (ст. 11); право на распространение установлено как исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, тем самым четко ограничив сферу этого права распространением исключительно материальных носителей фонограмм (ст. 12); право на коммерческий прокат оригинала и экземпляров фонограмм закреплено отдельно, в том числе если экземпляры фонограмм уже были распространены для публики (ст. 13), что позволяет полно определить сферу распространения права на прокат; уточнено, что право на эфирное вещание означает право на передачу средствами беспроволочной связи, включая спутниковое вещание или вещание кодированных сигналов (ст. 2); право на доведение до всеобщего сведения соответственно сформулировано как право на передачу для публики любым средством, кроме эфирного вещания, звуков или отображений звуков, записанных на фонограмму, до слухового восприятия публикой (ст. 2), а также с учетом сети Интернет сформулировано новое право - право сделать фонограммы доступными, которое включает исключительное право разрешать доведение фонограмм до всеобщего сведения по проводам и средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе (ст. 44 ЗоАП) <*>. -------------------------------- <*> К таким организациям относятся Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая ассоциация (РФА); РАПО, IFPI и др.

Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Коллективное управление авторскими правами - новое для российского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство создания подобных организаций не предусматривало. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам, в последующем - Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС). В соответствии с Указом Президента РФ N 1607 "О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав" <*> правопреемником РАИС стало Российское авторское общество, созданное для "управления имущественными правами авторов с целью реализации и защиты авторских прав". Прямое указание на РАО в Указе обусловлено тем, что при ликвидации РАИС без назначения его правопреемника неизбежно возникла бы ситуация, при которой произведения вообще остались бы без охраны. -------------------------------- <*> Собрание актов Президента и Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 41. Ст. 3920.

Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 ЗоАП. Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. На основе переданных полномочий организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с п. 2 ст. 45 ЗоАП. Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии. К функциям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, можно отнести (ст. 46 ЗоАП) следующие: 1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии; 2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация; 3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии; 4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи; 5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с пунктом 4 ст. 46 ЗоАП вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав; 6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация; 7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав. Перечень обязанностей организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, содержится в ст. 47 ЗоАП. В целях контроля над ведением аудиовизуального бизнеса в России некоторые виды подобной деятельности подлежат лицензированию, и, по мнению общественных организаций, объединяющих абсолютное большинство звуко - и видеозаписывающих компаний, а также музыкальных издательств, авторов и исполнителей музыкальных произведений, продюсеров, сценаристов и т. п., без государственного контроля за таким финансово емким сегментом рынка, как воспроизведение и распространение аудиовизуальных произведений, фонограмм, программных средств, искоренить "пиратство" невозможно <*>. -------------------------------- <*> См.: Только "пиратам" лицензия не нужна // Рос. газ. 2001. 17 апр.

Государство призвано обеспечивать равные возможности всем участникам экономических отношений и при этом обеспечить защиту более слабым среди них. Таковыми могут оказаться любые участники отношений в сфере интеллектуальной собственности - продюсер, автор (правообладатель), потребитель и др. Таким образом, применение административных ограничений - это публично - правовой метод регулирования общественных отношений в данной области. Лицензирование должно в определенной степени стимулировать предпринимательство в аудиовизуальной сфере. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены: - публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; - воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей <*>. -------------------------------- <*> В проекте Закона РФ о внесении изменений и дополнений в данный Закон, предложенном Правительством РФ, в аудиовизуальной сфере единственным видом деятельности, подлежащей лицензированию, предлагается оставить лишь "публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале".

До принятия данного Закона к лицензированию в аудиовизуальной сфере относилась такая деятельность, как распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, которая в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года не требует специальных разрешений. Государственный контроль в сфере кинопроката - регистрация аудиовизуальных произведений - обусловлен произволом, который имеет место на российском кинорынке. Это прежде всего неконтролируемый поток кинофильмов низкого художественного содержания, содержащих пропаганду насилия, жестокости и порнографии. Цель подобной регистрации в отношении кинофильмов, предназначенных не для эфира или показа по кабелю, осуществляемой под эгидой Минкультуры России, заключается в том, чтобы не столько запретить показ, в соответствии с вышеуказанными критериями, но и в том, чтобы совместными усилиями юристов, психологов, социологов, сексологов и т. п. рекомендовать определенные кинокартины с ограничениями по возрасту (любой, до 11, 14, 16 или 18 лет). Критериями при этом выступают наличие сексуальных сцен, насилие, "взрослые темы" и др. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 г. N 396 "О регистрации киновидеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" распространение фильмов на территории России разрешается лишь при наличии у правообладателя: - государственной регистрации в Государственном комитете по кинематографии Российской Федерации (далее - Госкино РФ); - прокатного удостоверения, выданного Госкино РФ. Постановлением была введена обязательная регистрация всех кино - и видеофильмов российского, зарубежного и совместного производства, включая художественные, документальные, научно - популярные, учебные, мультипликационные фильмы, предназначенные как для коммерческого, так и не для коммерческого использования. В соответствии с данным Постановлением регистрации подлежат все кинофильмы, предназначенные для: - публичной демонстрации (исполнения) в кинотеатрах, видеосалонах и других общественных местах; - тиражирования (воспроизведения) в целях продажи, сдачи в прокат и аренду; - трансляции (сообщения для всеобщего сведения) по кабельному телевидению. Не подлежат регистрации: - кинофильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно или совместно с телекомпаниями и фирмами других стран для демонстрации (передачи в эфир) по телевидению; - кинофильмы, приобретенные телевизионными компаниями в тех же целях у отечественных и зарубежных правообладателей; - кинофильмы, поступающие из-за рубежа (публичного исполнения) в рамках международных кинофестивалей. Данные о регистрации вносятся в Государственный реестр кино - и видеофильмов. На прошедшие регистрацию кино - и видеофильмы выдается номерное прокатное удостоверение установленного образца. Правилами по киновидеообслуживанию населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1264, установлено, что публичная демонстрация кино-, видеофильмов без лицензии и прокатного удостоверения не допускается. В соответствии с Временным положением о лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории города Москвы (утв. распоряжением мэра Москвы от 18.03.98 N 237-РМ "О лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории г. Москвы") указанный вид деятельности на территории г. Москвы может осуществляться юридическими лицами только при наличии у них лицензии. Право на осуществление данного вида деятельности возникает у юридического лица с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок, который не должен превышать 3 лет. Лицензия (копия лицензии) не подлежит передаче другому юридическому или физическому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат. Приостановление действия или аннулирование лицензии (копии лицензии) осуществляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в случае необоснованного отказа лицензиата от предоставления необходимых документов, затребованных контролирующими органами в порядке контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, а также создания препятствий контролирующим органам в проведении проверки. В целях обеспечения полной и достоверной информации о торговых объектах, упорядочения деятельности по распространению аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, защиты прав потребителей, предотвращения нарушений авторских и смежных прав, предотвращения распространения продукции низкого нравственно - этического содержания, в том числе пропагандирующей насилие и порнографию, в г. Москве осуществляется ведение Реестра и выдача Регистрационных свидетельств <*>. -------------------------------- <*> См: Постановление Правительства Москвы от 23 января 2001 г. N 73-ПП "Об упорядочении деятельности по распространению аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей на территории города Москвы и о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33".

В соответствии с данным документом необходимо проведение комплекса мероприятий по регистрации на территории города Москвы распространителей аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей в Торговом реестре. Ведение Реестра и выдача Регистрационных свидетельств осуществляется Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации при Правительстве Москвы. Комитет обеспечивает единообразие оформления данных с частями Единого городского торгового реестра, ведение и обслуживание которых осуществляется Департаментом потребительского рынка и услуг. Выдача и нанесение регистрационных знаков осуществляется в целях защиты прав потребителей, предотвращения нарушения авторских и смежных прав. Регистрационные знаки размещаются на экземплярах художественных, документальных, учебно - популярных, музыкальных, мультипликационных (анимационных), иных аудиовизуальных произведений, музыкальных, драматических, литературных, учебных, научно - популярных, иных фонограмм и произведений, компьютерных программ, игр и баз данных (аудио-, видео-, компьютерные информационные носители), распространяемых путем их розничной продажи или сдачи в прокат на территории города Москвы. Знаки являются документами строгой отчетности, носят индивидуальный номерной код, обладают защитой от несанкционированного воспроизводства и саморазрушаются при попытке вторичного наклеивания. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации при Правительстве Москвы осуществляет работу по созданию и ведению перечня продукции. Данный перечень состоит из позиций, включающих в себя сведения: 1. В отношении всех видов продукции и носителей: - наименование, адрес, регистрация, уставные документы, наличие лицензии и разрешительных документов у правообладателя; - наименование на русском языке и языке оригинала (либо английском) произведения, год его издания; - документы правообладателя, импортера или распространителя, позволяющие им тиражировать, импортировать или распространять произведение; - методика идентификации экземпляров, принятая правообладателем, производителем или импортером; - типы, вид и количество экземпляров произведения, вносимого в реестр. 2. В отношении видеопродукции дополнительно: - имена авторов сценария и режиссеров; - о компании - производителе произведения (произведений); - о компании - контрагенте правообладателя при сделке по передаче имущественных авторских прав. 3. В отношении аудиопродукции дополнительно: - имена композиторов и авторов текстов; - имена исполнителей либо наименования творческих коллективов исполнителей; - наименование производителя фонограммы; - наименования контрагентов правообладателя по сделкам по приобретению имущественных авторских и смежных прав либо организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, давших лицензии на использование прав, с реквизитами таких лицензий и организаций, их выдавших. 4. В отношении компьютерных информационных носителей дополнительно: - имена авторов, наименования групп авторов или наименования - компаний - разработчиков компьютерных программ баз данных; - наименования держателей информации, используемой в базах данных; - наименования контрагентов правообладателя по сделкам приобретения имущественных авторских прав и прав на использование сведений для баз данных. 5. В отношении видеопродукции, использующей в качестве основного содержания музыкальный материал (видеоклипы, концерты и т. д.), дополнительно: - имена авторов сценария и режиссеров аудиовизуальных произведений; - наименования компаний - производителей аудиовизуальных произведений с датой их создания; - имена композиторов и авторов текстов с датами создания ими произведений; - имена исполнителей либо наименования творческих коллективов исполнителей с датами исполнения ими произведений; - наименования производителей фонограмм с датами их создания; - наименования контрагентов правообладателя по сделкам приобретения имущественных авторских и смежных прав либо организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, давших лицензию на использование прав, с реквизитами таких лицензий и организаций, их выдавших. Лицо, обладающее имущественными авторскими правами на использование экземпляров произведения, представляет документы, подтверждающие наличие таких прав, в том числе от первичного правообладателя (от автора(ов) музыки и (или) текста либо от организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе). Лицо, обладающее имущественными смежными правами на использование исполнения произведения либо фонограммы произведения, представляет документы, подтверждающие наличие таких прав, в том числе от первичного правообладателя (от исполнителя(ей) или производителя(ей) фонограммы). При внесении в Перечень представляемые документы подлежат проверке. Каждому виду внесенной в Перечень продукции присваивается индивидуальный номер. Не могут вноситься в Перечень сведения о произведении, в отношении которого имел место спор о праве и вынесено судебное решение в пользу другого юридического и / или физического лица, если лицо, обслуживающее Перечень, уведомлено об этом надлежащим образом. Для проведения по поручению Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации необходимых работ в сфере распространения аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей в городе Москве создано государственное унитарное предприятие "Информзащита". На базе этого предприятия создана городская медиатека экземпляров аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей в целях накопления и систематизации производимых и распространяемых в городе кинофильмов, музыкальных и иных произведений и использования их в культурных, научных и исторических целях; система проведения исследований и экспертиз по определению подлинности экземпляров аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, а также хранения, транспортировки и утилизации указанных экземпляров. ГУП "Информзащита" поручено выполнение технических работ, связанных с размещением регистрационных знаков на экземплярах аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей. В Москве действует 17 постов, где производится наклейка знаков. В настоящее время в Ярославской области выработана и согласована с Российским авторским обществом система мер, позволяющая легализовать производство (тиражирование) фонограмм на территории области. При производстве (тиражировании) фонограмм изготовителю (физическому или юридическому лицу) выдаются "Разовое разрешение на тиражирование фонограмм", заверенное РАО (Российским авторским обществом) и РОАСП (Русским Обществом авторских и смежных прав (г. Ярославль), и самоклеющаяся марка (этикетка, стикер). Такая марка помещается на корпус кассеты как подтверждение выплаты авторского вознаграждения за растиражированные экземпляры программ и позволяет осуществлять учет количества записанных экземпляров <*>. -------------------------------- <*> См.: www. roasp. boom. ru

Название документа