Должна ли организация, занимающаяся распространением наружной рекламы, встать на учет в качестве плательщика ЕНВД при осуществлении деятельности на территории разных муниципальных образований, подведомственных разным налоговым органам?

Ответ: Организации, занимающиеся распространением наружной рекламы, обязаны встать на учет в налоговых органах по каждому месту осуществления этой деятельности (пп. 10 п. 2 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, с 01.01.2009 в ст. 346.28 НК РФ предусмотрено, что плательщики ЕНВД могут состоять на учете только в одном налоговом органе, если облагаемая ЕНВД деятельность ведется:

- либо на нескольких внутригородских территориях г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, подведомственных разным налоговым органам;

- либо на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, подведомственных разным налоговым органам.

При применении этой нормы следует учесть, что отсутствие необходимости постановки на учет в нескольких налоговых органах на территории г. г. Москвы и Санкт-Петербурга обусловлено объективными причинами. А именно независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой ведется облагаемая ЕНВД деятельность, налог поступает в один и тот же бюджет субъекта РФ (п. 3 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

Однако применение аналогичных правил при ведении деятельности на территории нескольких городских округов или муниципальных районов, подведомственных разным налоговым органам, по нашему мнению, неправомерно, поскольку при буквальном толковании нормы ст. 346.28 НК РФ можно сделать вывод, что, если организация занимается "вмененной" деятельностью, например размещает наружную рекламу на территории двух городских округов на территории разных субъектов РФ, ей достаточно встать на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговой инспекции в одном округе. Но это может привести к тому, что налог, уплачиваемый в связи с ведением деятельности на территории одного субъекта РФ, будет поступать в бюджет другого.

Поэтому можно предположить, что на самом деле законодатель хотел избавить от обязанности по повторной постановке на учет организации, ведущие деятельность в муниципальном образовании, на территории которого действуют несколько налоговых инспекций.

Более того, первоначально в проекте изменяющего закона в рассматриваемой нами норме слово "несколько" перед словами "городских округов" отсутствовало (проект федерального закона N 66613-5, принятый ГД ФС РФ во II чтении). То есть можно предположить, что при составлении поправок к рассматриваемой норме была допущена техническая ошибка.

Поэтому считаем, что порядок постановки на учет указанных организаций остался прежний, ранее разъясненный Минфином России (Письма от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126, от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

Ю. А.Карпова

Издательство "Главная книга"

11.01.2009