В каком порядке в 2009 г. подлежит налогообложению ЕНВД деятельность по распространению и размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и на транспортных средствах?

Ответ: С 2009 г. расширяется сфера применения ЕНВД при распространении и (или) размещении наружной рекламы.

Такая деятельность переводится на ЕНВД только при распространении рекламы с использованием рекламных конструкций. При этом список подобных конструкций расширен. Помимо щитов, стендов, плакатов, электронных (световых) табло, это также (пп. "к" п. 17 ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"):

- строительные сетки и перетяжки;

- воздушные шары и аэростаты;

- иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Перечень стационарных технических средств, размещение рекламы на которых переводится на ЕНВД, был приведен в Налоговом кодексе РФ и до 2009 г. Однако до поправок в НК РФ контролирующие органы относили к таковым только технические средства, непосредственно связанные с землей, зданиями, строениями и сооружениями и не предназначенные для перемещения в период действия оснований для их размещения (Письмо Минфина России от 23.09.2005 N 03-11-04/3/99, п. 2 Письма ФНС России от 14.04.2006 N ШС-8-01/91@). И, например, реклама на тех же воздушных шарах, строительных сетках и ограждениях на уплату ЕНВД до 2009 г. не переводилась.

Также с 2009 г. конкретизировано, кто уплачивает ЕНВД по наружной рекламе. К налогоплательщикам в данном случае относятся организации или индивидуальные предприниматели, которые (пп. "к" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 155-ФЗ):

- являются владельцами рекламной конструкции - ее собственниками либо лицами, обладающими вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с собственником (например, арендаторы конструкции);

- оказывают услуги по распространению наружной рекламы.

Аналогичным образом решался вопрос с налогоплательщиками и до 2009 г. и Минфином России (Письма от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167, от 10.06.2008 N 03-11-04/3/265).

Также с 01.01.2009 ЕНВД будет облагаться размещение рекламы на любых транспортных средствах, в том числе на самолетах, поездах, мотоциклах, которые раньше отсутствовали в закрытом перечне НК РФ (пп. "л" п. 17 ст. 1, ст. 4 Федерального закона N 155-ФЗ, п. 11 ст. 346.26 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009).

Возникают с 2009 г. и определенные риски при размещении рекламы внутри транспорта. Дело в том, что до 2009 г. формулировки НК РФ ограничивали сферу ЕНВД размещением рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установкой на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009). Соответственно, при размещении рекламных конструкций (табло, щитов, табличек) внутри транспорта ЕНВД не применялся. Но с 2009 г. это ограничение из НК РФ изъято.

С 01.01.2009 при размещении рекламы на транспортных средствах на учет в связи с уплатой ЕНВД надо вставать только по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), а не по месту осуществления деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

11.01.2009