Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на рекламу магазинов, содержащую указание на товар, производимый организацией?

Ответ: Налогоплательщик вправе включить в состав прочих расходов расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, своей деятельности, товарного знака, знака обслуживания (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

По мнению Минфина России, реклама магазинов, реализующих товар налогоплательщика, является рекламой третьих лиц, поэтому расходы на такую рекламу экономически необоснованны, и учесть их при налогообложении прибыли нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ; Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34). Аналогичное мнение изъявил ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.04.2008 N Ф09-2365/08-С3.

Однако есть и другая позиция, заключающаяся в том, что объектом рекламы может быть товар, компания-производитель, а также продавец товара (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). И налогоплательщик, рекламируя магазины, реализующие производимый им товар, формирует интерес именно к своим товарам. Поэтому расходы на такую рекламу являются экономически обоснованными, и их можно учесть при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Именно данную позицию поддерживает большинство судов (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2008 N Ф04-15/2008(378-А45-40); ФАС Московского округа от 01.12.2006 N КА-А40/11515-06; ФАС Центрального округа от 12.01.2006 N А62-817/2005).

Как видим, при выборе последнего варианта вероятно возникновение споров с налоговыми органами. Это необходимо учитывать при планировании своей деятельности.

С. А.Щигарев

Издательство "Главная книга"

11.01.2009