Как разграничиваются составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 и ст. 19.7 КоАП РФ? За какие правонарушения может быть применена установленная ст. 19.7 КоАП РФ ответственность?

Ответ: За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Сравнительный анализ положений этих норм позволяет сделать вывод, что ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности лишь в тех случаях непредставления в налоговые органы сведений (информации), когда эти деяния не влекут налоговой ответственности согласно п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ и административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 N А41-К2-23684/05), т. е. если обязанность представления документов (сведений, информации) установлена законом, не относящимся к законодательству о налогах и сборах. При этом согласно норме ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ к ответственности не может быть привлечена организация (штраф в данном случае налагается на граждан и должностных лиц).

Например, ответственность, предусмотренная ст. 19.7 КоАП РФ, может быть применена за несвоевременную сдачу в налоговый орган расчетов авансовых платежей и деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Это связано с тем, что срок их представления в налоговые органы устанавливается специальным законом (п. п. 2, 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), а не законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, в отдельных случаях суды указывают, что несообщение организацией в налоговый орган об изменении места нахождения может служить основанием для решения вопроса о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ (пп. "в" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановления ФАС Московского округа от 29.09.2008 N КГ-А40/8803-08, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2008 N Ф08-4532/2008, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2006 N А56-31439/2005).

Т. В.Еферова

Издательство "Главная книга"

11.01.2009