Исполнение иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам

(Белов А. П.) ("Право и экономика", N 3, 2002) Текст документа

ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ И ТОРГОВЫМ ДЕЛАМ

А. П. БЕЛОВ

Белов Анатолий Павлович Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР. Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982); за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в США. С 1987 по 1992 год - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате. Автор многочисленных научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.

Процессуальным законодательством РФ и иностранных государств допускается разрешение споров по гражданским и торговым делам, в которых сторонами выступают как национальные, так и иностранные граждане и юридические лица, а также государство и его органы. Если принятое компетентным судом решение не исполняется должником в добровольном порядке, оно приводится в исполнение в принудительном порядке. Судебное решение является иностранным, если оно принято судом в одном государстве, а подлежит исполнению в другом государстве. Эти вопросы регулируются как национальным законодательством соответствующей страны, так и международными договорами - многосторонними и двусторонними. Рассмотрим этот вопрос по законодательству России и некоторых иностранных государств.

ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В России этот вопрос регламентируется как международными договорами, многосторонними (региональными) и двусторонними, так и национальным процессуальным законодательством.

Международные договоры

Многосторонние региональные международные договоры

Общим конституционным правилом РФ является преимущество международного договора над национальным законом, если международный договор по-иному регулирует какой-либо процессуальный вопрос, чем законодательная норма. Этот принцип действует также во всех иностранных государствах. Многосторонним региональным договором с участием РФ является "Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (Киевское Соглашение 1992 г.), заключенное в рамках СНГ. Оно касается споров в сфере регулирования хозяйственной деятельности. Это споры, вытекающие из договорных и иных гражданско - правовых отношений между хозяйствующими субъектами: предприятиями, их объединениями, организациями любых организационно - правовых форм, а также гражданами, обладающими статусом предпринимателя. Хозяйствующим субъектам предоставлен в странах СНГ национальный режим (ст. 3). Согласно ст. 7 Соглашения государства - участники СНГ признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентным судом одного государства СНГ, подлежат исполнению на территории других государств СНГ. Решения, вынесенные в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства Содружества органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства. Об основаниях отказа в приведении в исполнение решения говорится в ст. 9 Соглашения. Основаниями для отказа являются представленные должником в компетентный суд доказательства того, что: судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; спор в соответствии с Соглашением разрешен некомпетентным судом; другая сторона не была извещена о процессе и если истек 3-годичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению. В Соглашении предусмотрено оказание компетентными судами и иными органами стран СНГ взаимной правовой помощи. Суды и органы сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений об оказании правовой помощи суды и органы применяют законодательство своего государства. Документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке. Многосторонним региональным договором с участием РФ является также "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенная в рамках СНГ в 1993 г. Вступила в силу 19 мая 1994 г. Россия участвует в ней с 10 декабря 1994 г. Конвенция регулирует вопросы правовой помощи, связанной с отношениями как граждан, так и юридических лиц, предоставление им государствами - участниками Конвенции национального режима. Правовая помощь оказывается соответствующими учреждениями юстиции государств через свои центральные органы. Объем оказываемой правовой помощи касается процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, в том числе вопросов признания и исполнения судебных решений по гражданским делам (ст. 6). В Конвенции предусмотрен порядок сношений и исполнения поручений сторон и иные процессуальные вопросы. Раздел III Конвенции касается вопросов признания и исполнения решений учреждений юстиции и, в частности, по гражданским делам (ст. 51 "а"). Порядок признания и принудительного исполнения решений установлен в ст. 54 Конвенции, согласно которой ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решений рассматривается судом страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Суд, рассматривающий ходатайство, ограничивается рассмотрением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены, и выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Отказ в приведении в исполнение решений регулируется ст. 55 Конвенции. В ней определено, что в выдаче разрешения на принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если: в соответствии с законодательством страны вынесения решения оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению; ответчик не принял участия в процессе по причине невручения ему вызова в суд; по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой Договаривающейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу; согласно положениям Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения; отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности; истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством Договаривающей Стороны, суд которой исполняет поручения.

Двусторонние международные договоры

Еще Советским Союзом были заключены международные договоры о правовой помощи, например, с Ираком (1970 г.), Италией (1979 г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Кипром (1984 г.). В 1994 году заключен договор между Республикой Молдова и РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако большинство договоров касается оказания правовой помощи по процессуальным вопросам и не затрагивает вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений. Исключение составляет договор РФ с Республикой Молдова. Его положения практически полностью совпадают с положениями Конвенции 1993 г. (СНГ).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основными нормативными актами законодательства РФ являются: 1) Гражданско - процессуальный кодекс РСФСР. Это базовый нормативный акт законодательства РФ, в ст. 437 которого говорится, что порядок исполнения в РСФСР решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами СССР. Решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Сам порядок исполнения решений в РСФСР определен иными нормативными документами. 2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей". Этот Указ применяется в настоящее время, если он не противоречит иным нормативным актам РФ по указанному вопросу. В ст. 1 Указа предусмотрено, что решения иностранных судов, в том числе по гражданским делам, признаются и исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором. Эта статья повторяет норму ст. 437 ГПК РСФСР. В Указе рассматриваются положения о судебных органах, рассматривающих ходатайства взыскателей (ст. 2), основания отказа в признании и исполнении решения иностранного суда (ст. 5). Согласно Указу компетентный суд выдает исполнительный лист (ст. 8). Действия по принудительному исполнению производятся судебными исполнителями на основе законодательства СССР (см. ниже). 3) Постановление Президиума Верховного Совета СССР "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июня 1988 г., в котором говорится о мерах по выполнению международных договоров о правовой помощи. В Постановлении определены органы РФ, которые при оказании правовой помощи сносятся с соответствующими органами государств, заключивших договоры. Это Министерство юстиции РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ, МИД РФ - каждый по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 1). Минюст РФ издает инструкции по вопросам оказания правовой помощи, каковыми являются: а) Циркулярное Письмо Министерства юстиции СССР от 9 марта 1972 г.; б) "Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР (РФ) правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям", приложенная к указанному Письму. (Утверждена Министерством юстиции СССР 28 февраля 1972 г.) В Циркулярном Письме указываются принципы, на которых основана Инструкция, и отмечается, что в ней речь идет об оказании взаимной правовой помощи учреждениями юстиции иностранных государств, с которыми заключены международные соглашения о правовой помощи, а также регулируется порядок оказания правовой помощи учреждениям юстиции государств, с которыми таких соглашений у СССР (РФ) не имеется. В Инструкции содержатся, в частности, положения о порядке рассмотрения ходатайств об исполнении на территории СССР (РФ) судебных решений государств, с которыми заключены договоры по правовой помощи, определены суды, рассматривающие такие ходатайства. Сами действия по принудительному исполнению осуществляются судебными исполнителями на основании российского законодательства (раздел VI, п. 16). Как указано выше, конкретный порядок исполнения решений иностранных судов определяется законодательством страны исполнения, а в том, что касается исполнения в РФ - законодательством РФ об исполнительном производстве. Нормативными актами, касающимися принудительного исполнения решений иностранных государств, являются следующие: а) Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ. В ст. 80 Закона "Исполнение решений иностранных судов и арбитражей" сказано следующее: порядок исполнения в РФ решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами РФ и данным Федеральным законом; исполнительный лист, выданный судом РФ на основании решения иностранного суда, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу; исполнительный лист является исполнительным документом, выдаваемым судами на основании решений иностранных судов (ст. 7). Взыскание в отношении организаций осуществляется в виде наложения ареста на имущество должника и денежные средства в банках в рублях и иностранной валюте; б) Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ. Этот Закон касается организации работы приставов, их полномочий, прав и обязанностей и ряда других положений.

ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

В иностранных государствах, как и в России, вопрос признания и исполнения иностранных решений регулируется как на основе международных договоров, так и на основе национальных законодательств.

Международные договоры

Многосторонних договоров на всеобщей основе не имеется. Эти вопросы регулируются многосторонними (региональными) и двусторонними международными договорами. Такими договорами являются, в частности, следующие: 1. Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 27 сентября 1968 г. (Брюссельская Конвенция 1968 г. ("Convention on Jurisdiction and the Enforcement of judgments on Civil and Commercial Matters" (the Brusselss Convention). Конвенция заключена в рамках ЕС. В ней участвуют Дания, Бельгия, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды и другие страны ЕС. Согласно Конвенции судебное решение, принятое в стране - участнице, должно признаваться в другой стране - участнице без какой-либо особой процедуры, существо решения не пересматривается. Непризнание решения может иметь место по ряду оснований, а именно: если признание решения противоречит государственной политике страны, в которой испрашивается признание; если решение было принято в отсутствие ответчика в случае его ненадлежащего уведомления; если решение несовместимо с решением, вынесенным в споре между теми же сторонами в стране, где испрашивается признание, а также в стране, не являющейся участницей Конвенции; если решение противоречит принципам международного частного права. Согласно Конвенции при наличии между странами - участницами двусторонних соглашений по гражданским и торговым делам преимущество имеют нормы Конвенции. 2. Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым вопросам со странами - участницами ЕС, заключенная в 1988 г. в Лугано. Ее участницами являются страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Эта Конвенция известна под названием "Параллельная Конвенция". Цель Конвенции состоит в обеспечении преимуществ взаимного признания и исполнения судебных решений, которыми пользуются страны Брюссельской Конвенции, для стран ЕАСТ. Неприсоединение стран ЕАСТ непосредственно к Брюссельской Конвенции связано с рядом вопросов, касающихся ЕС (например, непризнание Европейского Суда (Суда ЕС). В основном же нормы Конвенции ЕАСТ во многом схожи с нормами Брюссельской Конвенции. 3. Между западноевропейскими странами заключены также двусторонние международные договоры о взаимном признании и исполнении судебных решений. Среди них, например, договоры между Нидерландами и Бельгией, Францией и Италией, ФРГ и Швейцарией, Италией и Швейцарией, Швейцарией и Швецией, Англией и Бельгией, Англией и Францией, Бельгией и Швейцарией. Одним из важных принципов этих договоров является зависимость признания и исполнения судебных решений от публичного порядка. Подобная оговорка прямо включена в эти соглашения.

ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Рассмотрим вопрос исполнения иностранных судебных решений по законодательству иностранных государств на примере отдельных государств. Франция <*>. В этой стране действует довольно либеральное процессуальное законодательство, касающееся исполнения иностранных судебных решений. -------------------------------- <*> Лунц Л. А., Марышева Н. И. Курс международного частного права. Международный гражданский процесс. М.: Юридическая литература, 1976. С. 170 - 173.

Согласно французскому законодательству для принудительного исполнения во Франции иностранного судебного решения необходимо постановление французского суда, которое наделяет иностранное решение принудительной силой. Такое постановление именуется экзекватурой. В силу экзекватуры иностранное судебное решение приобретает юридическую силу, равную силе внутреннего судебного решения, и исполняется в том же порядке, что и внутреннее судебное решение. По т. н. частным делам (гражданским и торговым) экзекватура дается гражданским трибуналом первой инстанции. Французское законодательство не требует взаимности у других государств при исполнении иностранных судебных решений во Франции. Для дачи экзекватуры иностранное судебное решение не подвергается французским судом ревизии, оно должно соответствовать только некоторым требованиям: соблюдение норм гражданского процесса судом в стране принятия решения; применение иностранным судом законов согласно правилам, применяемым по французскому коллизионному праву; решение не должно противоречить французскому публичному порядку. Нужно отметить, что система выдачи экзекватур применяется также в большинстве стран континентальной Европы, в ряде латиноамериканских государств, в Японии и др. Великобритания <*>. В этой стране вопросы исполнения иностранных судебных решений регулируются как общим правом, так и законами. В Англии используются два метода исполнения иностранных судебных решений: путем подачи в английский суд иностранным кредитором иска, основанного на решении иностранного суда, и путем регистрации в Англии иностранного судебного решения. -------------------------------- <*> Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М.: Юридическая литература, 1993. С. 367 - 374.

Первый путь очень медленный и обременительный, поскольку кредитор должен вести два процесса, чтобы получить удовлетворение. Этот путь основан на общем праве со всеми его сложностями и на практике встречается редко. Второй путь - это метод регистрации иностранного судебного решения в Англии. Он более прост, эффективен и применяется чаще. Метод регистрации регулируется следующими английскими законами: Закон об отправлении правосудия 1920 г., который устарел, и, кроме того, он действует в рамках Британского Содружества. Нами он не рассматривается; Закон об иностранных судебных решениях (взаимное исполнение), 1933 г. Закон применяется к судебным решениям по денежным обязательствам (долговым). Исполнение решений допускается на основе двусторонних соглашений, основанных на принципе взаимности. Прямое исполнение в Англии иностранных судебных решений допускается после их регистрации в английском суде. Этот Закон применяется в отношении Австралии, Австрии, Бельгии, Канады (ряд провинций), Франции, ФРГ, Индии, Израиля, Нидерландов, Норвегии, Пакистана, Италии и ряда других стран. Россия среди них не значится, поскольку между Англией и Россией не имеется двустороннего соглашения по этому вопросу; Закон о гражданской юрисдикции и судебных решениях, 1982 г. Брюссельская Конвенция 1968 г. была введена в действие в Англии указанным Законом. В связи с этим двусторонние договоры Англии с такими странами - участницами ЕС, как Бельгия, Франция, ФРГ, Италия и Нидерланды, были отменены, поскольку их положения вошли в Брюссельскую Конвенцию. Вместе с тем указанные двусторонние договоры продолжают действовать, но только в отношении тех вопросов, которые не регулируются Брюссельской Конвенцией. Соединенные Штаты Америки. В Соединенных Штатах нет единого стандарта, регулирующего вопросы признания и исполнения в этой стране иностранных судебных решений, что создает неопределенность и сложность в решении этого вопроса. В США отсутствует федеральное законодательство об исполнении иностранных судебных решений, они не заключили ни одного международного договора о признании и исполнении иностранных судебных решений. Конституционный принцип "полной веры и доверия" "The full Faith and Credit" действует только во взаимоотношениях между "штатами - сестрами" (Sister states), которые должны благожелательно относиться друг к другу по применению различных правовых норм, в том числе норм об исполнении судебных решений, действующих в каком-либо штате. Этот принцип к исполнению иностранных судебных решений не применяется. Как же заполняется этот вакуум? Нельзя сказать, что в США вообще невозможно исполнить иностранное судебное решение. Вопросы признания и исполнения этих решений регулируются в большинстве штатов исключительно нормами общего права, а не законами. Вместе с тем 16 штатов приняли законы на основе "Единообразного Закона о признании иностранных судебных решений по денежным требованиям", 1962 г. (Uniform Foreign Money - Judgments Recognition Act). Таким образом, в США используются два подхода, касающиеся исполнения иностранных судебных решений: согласно нормам общего права и согласно законам штатов, которые такие законы приняли и применяют. Рассмотрим их. Принцип общего права. Большинство штатов руководствуются в этом вопросе ведущим прецедентом, созданным более ста лет назад в деле "Хилтон против Гюйот" (Hilton v. Guyot). В этом деле французский гражданин обратился в американский суд штата с требованием об исполнении решения французского суда, вынесенного против гражданина, проживающего в г. Нью - Йорке. Решение касалось предпринимательской деятельности американца во Франции. Верховный Суд, рассмотревший требование французского гражданина, установил, что поскольку по вопросам исполнения иностранных судебных решений в США не имеется федеральных законов и США не имеют двустороннего договора с Францией по указанному вопросу, то в подобном случае следует руководствоваться т. н. принципом "международной вежливости" (international comity; comity of nations). Суд определил, что для приведения в исполнение решения подлежат проверке: соблюдение процессуальных норм в стране рассмотрения дела; соблюдение порядка вызова в суд ответчика; отсутствие обманных действий при проведении процесса и соблюдение ряда других требований чисто формального характера. В указанном деле Верховный Суд нашел, что все указанные требования французским судом соблюдены, в связи с чем применение принципа "comity" возможно. Суд указал также, что пересмотра иностранного судебного решения по существу вообще не должно производиться. Несмотря на это, Верховный Суд отказал французскому гражданину в приведении в исполнение решения французского суда, указав, что сам принцип "comity" еще не означает факта автоматического признания и исполнения иностранного судебного решения, если французские суды не исполняли бы на основе взаимности решения судов США в аналогичных случаях. Основания отказа в исполнении иностранных судебных решений, сформулированные по указанному делу Верховным Судом, в суммарном виде сводятся к следующим: а) когда процедура рассмотрения дела в иностранном суде была несправедливой или не была беспристрастной (unfair or biased); б) когда предметная или территориальная подсудность не были судом соблюдены; в) когда в ходе процесса имели место случаи обманных действий; г) когда иностранное судебное решение нарушает публичный порядок США; д) когда иностранный суд не исполняет решения американских судов на взаимной основе. Более поздними судебными решениями основания для отказа были уточнены и расширены.

Статутный (законодательный) принцип штатов

Этот принцип основан на указанном выше Единообразном Законе 1962 г. Его приняли следующие 16 штатов: Аляска, Калифорния, Колорадо, Джоржия, Иллинойс, Мэриленд, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Миссури, Нью - Йорк, Огайо, Оклахома, Орегон, Техас, Вашингтон. Согласно Закону он распространяется на иностранные судебные решения, касающиеся взыскания денежных средств (кроме налогов, административных штрафов и иных денежных санкций). Закон установил правило, согласно которому иностранное судебное решение исполняется в таком же порядке, как и в отношении судебных решений штатов, пользующихся принципом "полной веры и доверия". Таким образом, Законом установлен национальный режим для иностранных судебных решений в этих штатах. Нужно отметить, что Закон во многом основан на принципах, изложенных в деле "Хилтон и Гюйот", т. е. на принципах прецедентного (общего) права. В Законе предусмотрены следующие два случая отказа в признании и исполнении иностранного судебного решения: 1) когда судам штата запрещается исполнять иностранное судебное решение, а именно: если решение не вступило в силу; если у иностранного суда не было юрисдикции в отношении требований ответчика; 2) когда суды штата могут по своему усмотрению не исполнять решения, а именно: если ответчик не был надлежащим образом уведомлен о дне рассмотрения дела; если имели место обманные действия при рассмотрении дела; если решение противоречит публичному порядку; если дело рассматривалось в ненадлежащем суде.

ИММУНИТЕТ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР <*>

В международном праве доктрина об иммунитете государства от иностранной юрисдикции и от исполнительных мер прошла длительный путь развития. В настоящее время большинство государств придерживаются принципа абсолютного иммунитета только в тех случаях, когда государство выступает в качестве субъекта политического властвования. Участие государства в гражданском и торговом обороте (государство - "купец") не дает ему права пользоваться иммунитетом при предъявлении к нему исков в иностранных судах и приведении в исполнение вынесенных против него решений. Под термином "государство" понимаются государство, его органы и государственные организации и предприятия. В гражданском праве России вопрос о судебном иммунитете и иммунитете от принудительного исполнения решений судов (по экономическим спорам) регулируется в ст. 213 "Судебный иммунитет" АПК РФ. В ней, в частности, установлено, что предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие к нему других мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения арбитражного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Такое "согласие" дается, например, в кредитных соглашениях, заключаемых Правительством РФ или его финансовыми агентами с государственными кредитными учреждениями иностранных государств или международными банковскими учреждениями, а также при предоставлении финансовых гарантий иностранными кредитными учреждениями, имеющими статус государственных. В иностранных государствах вопрос об исполнении иностранных судебных решений в отношении государственного имущества регламентируется в специальных законодательных актах и судебной практике. В качестве примера рассмотрим этот вопрос в отношении США, который отражает общие тенденции иностранных государств относительно иммунитета государства от принудительных мер по исполнению решений иностранных судов. Соединенные Штаты Америки. Эта страна придерживается принципа "функционального" иммунитета государства от иностранной юрисдикции, в том числе в области исполнительных мер в отношении имущества государства. Этот принцип законодательства США позволяет привлекать иностранное государство и его органы в суды США, если предъявление к нему иска и его обеспечение основаны на его "коммерческой деятельности". Федеральным нормативным актом по этому вопросу в США является федеральный "Закон об иммунитете иностранных суверенов 1976 г." (Foreign Sovereign Immunities Act of 1976). Закон касается как самой юрисдикции, так и исполнительных мер в отношении собственности иностранного государства на основании решений федеральных судов США. Принцип Закона заключается в том, что он налагает ограничения на исполнение решений как внутренних, так и иностранных судов. Согласно ст. 1609 Закона в целом все виды собственности иностранного государства в США пользуются иммунитетом от обеспечения исковых требований, ареста и принудительного исполнения, за исключением случаев, перечисленных в ст. 1610 Закона. Согласно этой статье иностранная государственная собственность может быть подвергнута обеспечительным мерам, аресту или принудительному исполнению только в следующих случаях: если государственная иностранная собственность используется для коммерческой деятельности в США; если такая собственность перестала пользоваться иммунитетом от обеспечительных мер путем прямого или косвенного отказа государства от иммунитета; использовалась в коммерческой деятельности, на основании которой было вынесено судебное решение; подвергается обеспечительным мерам в нарушение международного права; затрагивается решением, касающимся некоторых специальных видов собственности; иностранная собственность касается прав, связанных с политикой и процедурой страхования иностранного государства. Статья 1611 регулирует специальные ограничения по обеспечительным мерам и принудительному исполнению в отношении некоторых государственных образований (sovereign entities). Согласно этой статье указанные меры не применяются и пользуются иммунитетом, если они касаются: деятельности ряда международных организаций, как, например, Всемирного Банка (World Bank) и Международного валютного фонда (JMF); деятельности центральных иностранных банков; государственной собственности на имущество, используемое для военных целей соответствующими государственными ведомствами.

ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ТРЕТЬИХ СТРАНАХ

Под исполнением иностранных судебных решений в третьих странах подразумевается исполнение иностранных судебных решений в стране иной, чем страна, где вынесено судебное решение, и страна местонахождения должника. Например, французский суд выносит решение в пользу французской фирмы против швейцарской фирмы, находящейся в Швейцарии. Швейцарская фирма имеет значительное имущество в Бельгии. Французская фирма может исполнить решение французского суда в Бельгии, для которой решение французского суда будет являться иностранным. Правовые отношения страны кредитора и страны непосредственного исполнения решения должны регулироваться в таком случае как международным договором между этими странами, так и их процессуальным законодательством об исполнительном производстве. В качестве примера об исполнении судебного решения в стране иной, чем страна должника, сошлемся на дело по иску швейцарской фирмы "Компани Нога" (Companie Noga) к российскому правительству и его агентам <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее в статье "Noga умывает руки". Коммерсант. N 24; 14 - 20 июня 1993 г. С. 5.

Само по себе дело это очень сложное и достаточно запутанное. Однако с точки зрения темы настоящей статьи оно иллюстрирует вышеизложенное. Основная сущность этого дела сводится к следующему. Швейцарская фирма "Компани Нога" заключила с российским правительством два кредитных договора. Погашение кредитов производилось поставками фирме нефти через привлеченных для этого российских экспортеров. Поскольку, как считает фирма, правительство не выполнило условий кредитных договоров и не возвратило часть кредитов в сумме 280 млн. долларов США, фирма предъявила правительству иск в швейцарском суде с требованием об оплате долга. В обеспечение своих требований фирма обратилась также в люксембургский суд с иском, который был удовлетворен, о наложении обеспечительного ареста на все находящиеся в Люксембурге авуары российского правительства и его агентов - Центрального банка России, Внешэкономбанка, Внешторгбанка, Минэкономики и ряда других ведомств и государственных организаций (Нафта - Москва и др.). Правовым основанием для предъявления иска и обеспечительных требований к Правительству России и его органам явилось условие кредитных договоров об отказе правительства (государства) от иммунитета, а применимым правом, регулирующим отношения сторон по договорам, было определено швейцарское право. Почему швейцарская фирма не приняла обеспечительные меры непосредственно в России, т. е. в стране должника, что российским законодательством допускается, неизвестно. Очевидно, она считала, что в люксембургском суде решить все эти вопросы на основе международного договора будет значительно проще.

ИСПОЛНЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вопрос исполнения внутренних судебных решений в отношении иностранной собственности хотя прямо не относится к теме, т. е. в нем речь пойдет об исполнении не иностранных судебных решений, а внутренних, но затрагиваются в нем положения процессуального права в отношении наложения взысканий на иностранную собственность, находящуюся в стране суда. Вопрос этот имеет практическое значение. О чем идет речь? Например, иностранный истец предъявляет иск в германском суде против американской фирмы только лишь на том основании, что в Германии имеется собственность американской фирмы, независимо от того, относится ли она в какой-либо степени или нет к спору сторон или ее стоимость недостаточна для удовлетворения требований истца, если решение будет вынесено в его пользу. Такого подхода к этой проблеме придерживаются в США и Германии. Осуществлять исполнение решения внутреннего суда в стране этого суда, хотя и в отношении иностранной собственности, значительно проще, чем исполнять решение иностранного суда. В России допускается исполнение решений российских судов, вынесенных в пользу российских истцов против иностранных ответчиков, имеющих собственность на территории РФ. Этот вопрос регламентирован, в частности, в ст. 79 указанного выше Федерального закона "Об исполнительном производстве". В ней, в частности, говорится, что при исполнении судебных актов (актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов) в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения этого Закона. Возможность предъявления исков в российских судах к иностранным лицам предусмотрена Законом. Согласно ст. 212 АПК РФ в ряде случаев допускается предъявление в судах РФ исков российскими истцами (физическими и юридическими лицами) к иностранным ответчикам. Например, если: иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; ответчик имеет имущество на территории РФ; филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ. При вынесении судом решения в одном из указанных случаев в пользу российского истца такое решение можно исполнять в отношении собственности иностранного ответчика, находящейся в РФ или которая может появиться позднее. Исполнение решения российского суда должно осуществляться на основе Федерального закона "Об исполнительном производстве". В качестве иностранной собственности (собственности иностранного ответчика), которая может быть объектом принудительного исполнения, рассматривается имущество, определенное в указанном Законе. Это, в частности, денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в российских банках или сейфах ответчика; основные средства и товары; драгоценности; ценные бумаги; иное имущество, на которое может быть обращено взыскание согласно Закону. Нельзя исключать от наложения ареста на имущество иностранного ответчика, против которого вынесено решение, которое может появиться на территории России позднее, например, арест торговых и иных плавучих средств, прибывающих в российские порты, летательных аппаратов, выполняющих коммерческие рейсы в России, транспортных средств, в том числе с товарами, прибывающих на территорию России, и прочее.

Название документа