О правилах размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также о правилах авансирования государственных заказов
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2008 г. N Д05-6120
Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснениях положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 8 Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Заказчик самостоятельно принимает решение о способе размещения заказа - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), на товарных биржах.
Статьями 11 и 12 Закона установлены исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и условия допуска либо отказа в допуске к участию в торгах при размещении заказов.
В отношении вопроса, связанного с увеличением объема авансирования государственного заказа, Министерство сообщает, что вопросы, связанные с возможностью установления и размерами авансирования по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных государственных нужд, относятся к компетенции Минфина России, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Следует отметить, что п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено право получателей средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусматривать авансовые платежи:
- в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа - и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- в размере до 60 процентов суммы договора (контракта), но не более 60 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента Российской Федерации;
- в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при рассмотрении вопроса об авансировании по государственным контрактам, заключенным по итогам размещения заказов, следует учитывать положения Закона в части обеспечения исполнения контрактов.
В частности, п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона определяют, что при проведении торгов размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса (аукциона). В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на 20 процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А. Т.КАТАМАДЗЕ
31.12.2008