Налоговый орган по результатам проверки принял решение о доначислении налогоплательщику налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа, установленного п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для вынесения такого решения послужили выводы налогового органа о неправомерном предъявлении в проверяемом периоде налогового вычета по счету-фактуре, выставленному продавцом с нарушением предъявляемых к ним требований, установленных п. 5 ст. 169 НК РФ (в качестве покупателя указан не налогоплательщик, а его филиалы). Правомерно ли такое решение налогового органа, если иные условия, предусмотренные ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ, налогоплательщиком выполнены?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В силу абз. 2 ст. 19 Налогового кодекса РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Пунктом 1 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ закреплено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

На основании пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Минфин России в Письме от 09.08.2004 N 03-04-11/127 разъяснил, что при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) структурным подразделениям, в строке 4 указываются наименование и почтовый адрес грузополучателя (в случае выполнения работ, оказания услуг в данной строке ставится прочерк); в строках 6 и 6а - реквизиты организации-покупателя; в строке 6б - КПП соответствующего структурного подразделения организации-покупателя.

Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.04.2007 N 19-11/37426).

Исходя из изложенного при выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения в счете-фактуре следует указывать реквизиты организации-покупателя. Следовательно, при нарушении данного правила счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В то же время ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2 не признал указание в счете-фактуре реквизитов обособленного подразделения покупателя обстоятельством, препятствующим принятию покупателем сумм НДС к вычету.

Как указал суд, указание в счетах-фактурах в качестве покупателя филиалов налогоплательщика не является основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС. Суд посчитал, что фактическим покупателем товара, полученного и оплаченного через свои филиалы, является сам налогоплательщик, а законодательство о налогах и сборах не препятствует возмещению налогоплательщику из бюджета сумм НДС, фактически уплаченных по тем счетам-фактурам, в которых указаны в качестве покупателей его филиалы. Суд также сослался на позицию Конституционного Суда РФ в Определении от 15.02.2005 N 93-О, из которой следует, что по смыслу ст. 169 НК РФ в счетах-фактурах должны быть указаны достоверные сведения, позволяющие оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов, указанное решение налогового органа правомерно. Неправомерность такого решения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.12.2008