Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм акциза на подакцизный товар, производимый на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ. Фактически возврат сумм акциза произведен налоговым органом с нарушением установленных сроков, однако налоговым органом в установленном порядке не начислены проценты за нарушение указанных сроков. По мнению налогового органа, несвоевременное принятие налоговым органом решения о возврате сумм акциза вызвано несвоевременным перечислением денежных средств органом Федерального казначейства. Налоговый орган полагал, что нарушение сроков возврата спорных сумм акцизов допущено органом Федерального казначейства, а налоговым органом на основании заявления налогоплательщика своевременно принято решение о возврате спорных сумм акциза и направлено в орган Федерального казначейства для исполнения. По мнению налогового органа, принять решение о начислении процентов за несвоевременный возврат сумм акциза обязан орган Федерального казначейства. Правомерно ли указанное бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлению налогоплательщика?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 203 Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК РФ, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.

Пунктом 3 ст. 203 НК РФ установлено, что по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных данным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Исходя из изложенного бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлению налогоплательщика, неправомерно.

Судебная практика исходит из того, что выплата налогоплательщику процентов за просрочку возврата налога производится налоговым органом независимо от того, по чьей вине - налогового органа или органа Федерального казначейства, а также независимо от того, по вине какого именно налогового органа или органа Федерального казначейства допущено нарушение сроков (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 22.12.2006 N А12-10776/06 и ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2006 N А56-28597/2005).

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 21.05.2008 N Ф09-3621/08-С2 на основании положений Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) пришел к выводу, что принятие решения о выплате процентов за несвоевременный возврат акциза налогоплательщику относится к компетенции налогового органа, независимо от того, им или Федеральным казначейством допущено нарушение установленных законодательством сроков возврата акциза.

Следует отметить, что данные выводы сформированы судами в отношении законодательства, действующего до 01.01.2008.

В частности, Закон N 115-ФЗ утратил силу с 01.01.2008 в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, внесшим изменения в Бюджетный кодекс РФ.

В соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 БК РФ разработаны Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н (далее - Указания).

На основании Указаний главным администратором доходов РФ по акцизам на подакцизные товары (продукцию), производимые на территории Российской Федерации, является ФНС России.

Таким образом, несмотря на изменения бюджетного законодательства, вступившие в силу с 01.01.2008, компетенция налоговых органов по-прежнему включает принятие решения о выплате процентов за несвоевременный возврат акциза налогоплательщику, следовательно, выводы, сформированные в судебной практике, актуальны и для правоотношений, возникающих после 01.01.2008.

Следовательно, бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлению налогоплательщика, в указанной ситуации неправомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.12.2008