Должен ли территориальный налоговый орган после получения Письма ФНС России от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@ пересчитать пени, исчисленные в соответствии с ранее полученным Письмом ФНС России от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@?
Ответ: В соответствии с Письмом Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74 уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном Налоговым кодексом РФ (далее - Кодекс) порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, исчисленных в соответствии с установленным законодательством о налогах и сборах порядком, в том числе при корректировке налогооблагаемой базы в сторону уменьшения, излишне уплаченными (взысканными) не являются. Указанное Письмо доведено Письмом ФНС России от 22.05.2007 N ММ-6-19/410 до территориальных налоговых органов для использования в работе. Это означает, что территориальный налоговый орган, получив его, обязан исчислять вышеуказанные пени в соответствии с Письмом Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74.
В то же время в Письме Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 налоговым органам при исчислении указанных пеней рекомендуется учитывать разъяснение Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", согласно которому если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Указанное Письмо доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@ не для использования в работе, а для сведения. Кроме того, в указанном Письме Минфин России только рекомендует учитывать разъяснение Пленума ВАС РФ, а не обязывает это делать.
Поэтому можно полагать, что территориальный налоговый орган после получения этого Письма ФНС России не обязан пересчитывать пени, исчисленные в соответствии с ранее полученным Письмом ФНС России от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@.
Вместе с тем пп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это означает, что Кодексом введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России (последний абзац Письма Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138).
Письмо Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 разъясняет один из вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (вопрос начисления пеней на суммы авансовых платежей по налогам) и адресовано ФНС России.
Следовательно, налоговые органы обязаны руководствоваться указанными письменными разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168.
Поэтому необходимо признать, что территориальный налоговый орган после получения Письма ФНС России от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@ обязан пересчитать пени, исчисленные в соответствии с ранее полученным Письмом ФНС России от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@.
А. А.Альферович
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
29.12.2008