Иностранная компания (резидент США) в 2008 г. оказала услуги российской организации. Организация перечислила денежные средства в соответствии с договором и удержала налог на прибыль. В связи с тем что международным договором предусмотрен особый порядок налогообложения доходов, иностранная компания обратилась в налоговый орган по месту регистрации российской организации (налогового агента) с заявлением о возврате сумм удержанного налога. Заявление было удовлетворено. Поскольку иностранная компания не имеет рублевых счетов в РФ, она уполномочила российскую организацию - представителя получить указанные денежные средства для дальнейшего перевода на счета резидента. Какие документы российская организация - представитель должна представить в налоговый орган для перечисления удержанных денежных средств на банковский счет уполномоченного представителя?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2008 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу возврата налога, ранее удержанного налоговым агентом, и сообщает следующее.

На основании п. 2 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранной организации доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления иностранной организацией следующих документов:

- заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой налоговыми органами (в настоящее время действуют формы заявлений, утвержденные Приказом МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13. Инструкции по заполнению форм утверждены Приказом МНС России от 20.05.2002 N БГ-3-23/259);

- подтверждения того, что иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

- копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу;

- копии платежных документов, подтверждающих перечисление в бюджет суммы налога, подлежащей возврату.

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные перечисленные в ст. 312 Кодекса документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. По истечении указанного срока иностранная организация утрачивает право на возврат удержанного налога на доходы.

Возврат производится в месячный срок со дня подачи заявления и иных документов, предусмотренных комментируемой статьей.

Для удобства налогоплательщиков ими могут использоваться формы заявлений с подстрочным переводом на иностранный язык. Образцы таких форм заявлений в электронном формате размещены на интернет-сайте ФНС России.

При поступлении заявления в налоговый орган по месту постановки на учет лица, выплатившего доход иностранной организации и удержавшего налог (налогового агента), на экземплярах заявления, предназначенных для данного налогового органа и заявителя, проставляются отметки о получении с подписью уполномоченного должностного лица и печатью (штампом) вышеупомянутого налогового органа.

Экземпляр заявления, предназначенный для заявителя, с отметкой налогового органа о получении возвращается заявителю или его уполномоченному представителю.

В связи с тем что в ситуации, изложенной в письме, заявление о возврате налога удовлетворено налоговым органом по месту регистрации налогового агента и не имеется возможности перечислить налог на расчетный счет иностранной компании в связи с его отсутствием на территории Российской Федерации, по нашему мнению, правомерно обратиться в данный налоговый орган с письменным заявлением о перечислении налога на расчетный счет налогового представителя этой иностранной компании, приложив при этом полномочия представителя, документально подтвержденные в соответствии с гл. 4 части первой Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

29.12.2008