О государственной регистрации ипотеки

(Эрделевский А. М.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИПОТЕКИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 21 февраля 2002 года

А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

А. М. Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Действующие в настоящее время нормативные акты, устанавливающие правила государственной регистрации залога недвижимого имущества (ипотеки), базируются на положениях ряда норм Гражданского кодекса РФ (далее - ГК). К их числу следует отнести прежде всего п. 1 ст. 131 ГК, предусматривающий обязательность государственной регистрации возникновения, перехода и прекращения права залога недвижимого имущества, а также п. 3 ст. 339 ГК, согласно которому договор об ипотеке подлежит государственной регистрации. В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации должны устанавливаться специальным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, каковым сегодня является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (далее - Закон о регистрации).

Кроме того, п. 2 ст. 334 ГК содержит общее правило, согласно которому залог недвижимости регулируется законом об ипотеке, при этом установленные в таком законе правила о залоге имеют приоритет перед общими правилами о залоге, содержащимися в ГК. Сегодня основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с залогом недвижимого имущества, является Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. (далее - Закон об ипотеке). Следует обратить внимание, что сформулированное в п. 2 ст. 334 ГК правило о приоритете Закона об ипотеке распространяется на ГК только в части содержащихся в нем общих правил о залоге. Статья 131 ГК к числу норм, устанавливающих общие правила о залоге, не относится, поэтому на нее упомянутое правило о приоритете Закона об ипотеке не распространяется.

Отмеченное обстоятельство может оказаться значимым при разрешении коллизий между Законом о регистрации и нормативными актами об ипотеке. В случае возникновения таких коллизий следует исходить из того, что основной нормой ГК, посвященной государственной регистрации недвижимости, является ст. 131 ГК, которая в части установления порядка государственной регистрации и отказа в такой регистрации отсылает только к Закону о регистрации. Об иных нормативных актах в ст. 131 ГК не упоминается. Отсюда следует, что в части порядка регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а также оснований отказа в регистрации правила принятого в соответствии с ГК Закона о регистрации имеют приоритет перед любыми иными нормативными актами, включая акты об ипотеке, если иное не установлено в самом Законе о регистрации.

Согласно ст. 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130 - 132, 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Далее в настоящей статье эти суда и объекты, отнесенные к числу недвижимых вещей не в силу их неразрывной связи с землей, а в силу специального указания закона (ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК), будут именоваться условной недвижимостью. Содержание ст. 4 Закона о регистрации вызывает ряд вопросов.

Во-первых, следует ли из этой нормы, что права на условную недвижимость вообще не подлежат регистрации либо что они, требуя государственной регистрации в принципе, не подлежат регистрации по правилам Закона о регистрации? Во-вторых, если следовать точному тексту ст. 4 Закона о регистрации, установленное в ней исключение касается лишь регистрации прав на условную недвижимость, а не сделок с ней. Следует ли отсюда, что к сделкам с условной недвижимостью (включая договор об ипотеке) в полном объеме применимы правила Закона о регистрации?

Ответить на первый из поставленных вопросов позволяет анализ п. 1 ст. 131 ГК. Установленное в этой норме правило об обязательности регистрации вещных прав на недвижимые вещи, включая ипотеку, в Едином государственном реестре учреждениями юстиции является императивным и распространяется на любые виды недвижимых вещей, следовательно, и на условную недвижимость. Поскольку Закон о регистрации не может противоречить ГК, допустимым оказывается лишь второй вариант ответа на первый из поставленных вопросов, то есть права на условную недвижимость подлежат такой государственной регистрации, но не в соответствии с Законом о регистрации. Прежде чем продолжить дальнейшее рассмотрение поставленных вопросов, проведем обзор нормативных актов, содержащих правила о государственной регистрации недвижимости.

В Законе о регистрации правила о государственной регистрации ипотеки установлены в ст. 29. Согласно п. 1 и 2 ст. 29 Закона государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество, а отказано в регистрации ипотеки может быть в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается законодательством и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При государственной регистрации ипотеки указываются данные о залогодержателе, предмете ипотеки, стоимость обеспеченного ипотекой обязательства или данные о порядке и об условиях определения этой стоимости (п. 3 ст. 29 Закона о регистрации). Погашается регистрационная запись об ипотеке на основании заявления залогодержателя, заявления залогодателя с приложением документов об исполнении основного договора либо на основании вступившего в силу судебного решения.

Пункт 5 ст. 29 Закона о регистрации является отсылочной нормой, согласно которой особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться также Законом об ипотеке. Таким образом, эта норма Закона о регистрации дает основания для установления особых правил регистрации ипотеки, но только в Законе об ипотеке, а не в каких-либо иных нормативных актах. Кроме того, поскольку правила ст. 4 Закона о регистрации, относящейся к общим положениям этого Закона и исключающей его применение в отношении прав на условную недвижимость, распространяются и на его ст. 29, можно сделать вывод, что действие п. 5 этой статьи не распространяется на ипотеку условной недвижимости. Перейдем непосредственно к Закону об ипотеке.

В ст. 5 Закона об ипотеке перечислены виды имущества, которые могут быть предметом договора об ипотеке. Это земельные участки, предприятия, сооружения, здания, квартиры и самостоятельные изолированные части жилых домов и квартир, дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Перечисленное имущество может быть предметом договора об ипотеке лишь в случае, если права на него зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Как можно видеть, условная недвижимость включена в число объектов ипотеки в Законе об ипотеке.

Согласно ст. 10 этого Закона договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, он считается заключенным и вступает в силу с момента такой регистрации. По общему правилу ст. 11 Закона об ипотеке с этого же момента возникает и право залога, то есть право залогодержателя на заложенное имущество, однако если обязательство, обеспечиваемое ипотекой, возникло позднее, то право залога возникает с момента возникновения этого обязательства. С момента возникновения права залога заложенное имущество считается обремененным ипотекой.

Закон об ипотеке содержит главу IV, устанавливающую порядок государственной регистрации ипотеки. Напомним, что возможность установления в этом Законе особенностей государственной регистрации ипотеки предусмотрена п. 5 ст. 29 Закона о регистрации. Статья 19 Закона об ипотеке, как и ст. 9 и 12 Закона о регистрации, содержит указание о том, что государственная регистрация ипотеки осуществляется органами юстиции в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Возможности установления какого-либо иного способа регистрации ипотеки или регистрации ее иными органами Закон об ипотеке не предусматривает. При этом, в отличие от ст. 4 Закона о регистрации, изымающей условную недвижимость из сферы действия этого Закона, Закон об ипотеке, как следует из его ст. 5, распространяет свое действие и на ипотеку условной недвижимости.

Порядок государственной регистрации ипотеки установлен в ст. 20 Закона об ипотеке. Такая регистрация осуществляется на основании заявления залогодателя, к которому прилагаются нотариально удостоверенный договор об ипотеке со всеми приложениями, его копия, доказательства уплаты регистрационного сбора, а также документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства. В Законе об ипотеке не раскрывается с достаточной ясностью, что понимается под государственной регистрацией ипотеки - регистрация договора об ипотеке или регистрация возникновения права залога по такому договору.

Из ст. 20 Закона об ипотеке можно сделать вывод, что в ней перечислен состав документов, необходимых для регистрации права залога, поскольку его возникновение обусловлено моментом возникновения обеспеченного ипотекой обязательства. Но, как следует из ст. 11 Закона, этот момент может наступить и после регистрации договора об ипотеке - следовательно, в этом случае для регистрации договора об ипотеке, предшествующей регистрации права залога, не потребуется документа, подтверждающего возникновение основного обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона регистрационная запись об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество должна содержать сведения о первоначальном залогодержателе, предмете ипотеки и сумме обеспеченного ею обязательства. Эти данные вносятся в регистрационную запись об ипотеке на основании договора об ипотеке. Согласно п. 2 ст. 22 Закона об ипотеке регистрация ипотеки удостоверяется путем надписи на договоре об ипотеке, содержащей полное наименование органа, зарегистрировавшего ипотеку, дату, место государственной регистрации ипотеки и номер, под которым она зарегистрирована. Видимо, в случае, если момент возникновения права залога наступает позднее момента заключения и вступления в силу договора об ипотеке (ст. 10, 11 Закона об ипотеке), требуется совершение двух регистрационных записей.

Помимо Закона о регистрации и Закона об ипотеке правила о государственной регистрации ипотеки установлены в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (далее - КВВТ) и Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (далее - КТМ). Обратим внимание, что оба эти акта являются более поздними по сравнению с ГК, Законом о регистрации и Законом об ипотеке. КВВТ и КТМ содержат нормы, посвященные ипотеке условной недвижимости - судов внутреннего плавания и морских судов.

Согласно п. 2 ст. 24 КВВТ договор ипотеки судна должен быть нотариально удостоверен и подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно. Статья 16 КВВТ устанавливает, что судно и вещные права на него подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или в судовой книге. Регистрацию в Государственном судовом реестре осуществляют государственные речные судоходные инспекции бассейнов (п. 1 ст. 17 КВВТ), являющиеся подразделениями Службы речного флота Министерства транспорта РФ и не относящиеся, таким образом, к учреждениям юстиции.

Статья 33 КТМ предусматривает, что право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения и обременения прав на него, включая ипотеку, доверительное управление и др., подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Согласно ст. 35 КТМ регистрация судов и прав на них по общему правилу осуществляется капитаном морского торгового порта, то есть должностным лицом организации Министерства транспорта, а не учреждением юстиции.

Из приведенных выше норм КТМ и КВВТ следует, что государственная регистрация ипотеки таких объектов условной недвижимости, как морские суда и суда внутреннего плавания, производится, во-первых, не в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила ведения которого установлены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, и, во-вторых, не учреждениями юстиции. Это касается регистрации как договора об ипотеке, так и возникающего в связи с его заключением права залога. Поэтому, как представляется, установленное в п. 1 ст. 4 Закона о регистрации изъятие в отношении условной недвижимости касается не только регистрации прав на такую недвижимость, но и сделок с ней.

Таким образом, установленные в КТМ и КВВТ правила государственной регистрации залога судов в части регистрирующих органов и способа регистрации противоречат не только Закону об ипотеке, но и, что более существенно, императивному правилу п. 1 ст. 131 ГК. Между тем в силу п. 2 ст. 3 ГК как КТМ, так и КВВТ должны соответствовать ГК. В силу большой экономической значимости объектов ипотеки и в целях обеспечения необходимой стабильности гражданского оборота целесообразно устранить отмеченные противоречия путем корректировки действующего законодательства. Думается, наиболее приемлемым способом корректировки могло бы стать внесение в ГК и Закон об ипотеке изменений, допускающих установление транспортными уставами и кодексами порядка регистрации прав на соответствующие объекты условной недвижимости и сделок с ними.

Название документа