Вправе ли организация при осуществлении бестиражной и (или) стимулирующей лотерей, а также при оказании услуг по реализации (распространению) лотерейных билетов применять УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 декабря 2008 г. N 03-11-05/308

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения упрощенной системы налогообложения организацией, занимающейся бестиражной лотереей и оказывающей услуги по реализации (распространению) лотерейных билетов, а также занимающейся стимулирующей лотереей, и сообщает следующее.

Подпункт 9 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся игорным бизнесом.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ, услуг (ст. 364 Кодекса).

Деятельность по организации лотерей, предполагающая продажу лотерейных билетов, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, классифицируется по коду группы 92.71 "Деятельность по организации азартных игр".

Таким образом, деятельность по организации лотерей относится к деятельности в сфере игорного бизнеса.

Поэтому организация, осуществляющая деятельность по организации лотерей, в том числе бестиражных, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В том случае, если организация распространяет лотерейные билеты, оказывая посреднические услуги по их реализации, то такая деятельность не относится к сфере игорного бизнеса и, соответственно, организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм, предусмотренных ст. ст. 346.12 и 346.13 Кодекса.

Что касается вопроса о применении упрощенной системы налогообложения организацией, занимающейся стимулирующей лотереей, то в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Подпунктом 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей лотереей.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях данного Федерального закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, услуга, связанная с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, по нашему мнению, может рассматриваться как рекламная услуга.

Учитывая изложенное, организация, занимающаяся проведением стимулирующих лотерей, вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.12.2008