Правовые предпосылки заключения договоров в сфере экспортно - импортных операций с сельскохозяйственными товарами
(Быстров Г. Е., Лукьяненко В. Е.) ("Законодательство и экономика", N 2, 2002) Текст документаПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЭКСПОРТНО - ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
Г. Е. БЫСТРОВ, В. Е. ЛУКЬЯНЕНКО
Г. Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии.
В. Е. Лукьяненко, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета.
Прежде чем заключить импортный или экспортный контракт, стороны должны выяснить, действуют ли в отношении данного сельскохозяйственного товара специальные административные ограничения, такие, как лицензирование, квотирование, запреты, особые меры подготовки товаров к отгрузке, стандартные и другие требования. Определенное влияние на порядок заключения внешнеторговых контрактов и их содержание оказывает деятельность международных союзов, организаций и сообществ. Хотя Российская Федерация формально и не является членом Европейского Союза (ЕС) и Всемирной торговой организации (ВТО), установленные в них нормы могут косвенным образом повлиять на режим реализации товаров, продаваемых российскими фирмами за рубеж. Иностранные продавцы уже сейчас вольно или невольно предлагают отечественным покупателям условия договоров, вытекающие из законодательства ЕС и ВТО, регулирующего отношения в сфере внешнего рынка. Вот почему при рассмотрении этого вопроса необходимо предварительно выяснить понятие внешнего рынка и очертить нормативные основы регламентации отношений в данной сфере. В юридической литературе под внешним рынком сельскохозяйственных товаров понимается система договорных отношений, институциональных структур и методов регулирования ввоза (импорта) в РФ и вывоза из нее товаров. Понятие внешнего рынка сельскохозяйственных товаров является видовым по отношению к понятию внешнего аграрного рынка, которое охватывает также систему международного обмена научно - технической продукцией, технологиями, средствами производства и услуг для агропромышленного комплекса. Операции обмена сельскохозяйственными товарами производятся в соответствии с законами, установленными для предпринимателей. Так, в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. дается определение внешнеторговой деятельности. Это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Следовательно, все внешнеэкономические сделки по обмену товарами совершаются предпринимателями на началах инициативы, самостоятельности и риска. Что касается внешнеэкономической сделки, то для признания таковой требуется наличие двух обязательных признаков: в ней участвуют лица различной национальной (государственной) принадлежности; содержанием сделки являются операции по экспорту - импорту товаров, услуг. При совершении внешнеэкономических сделок следует иметь в виду, что в п. 1 ст. 15 Конституции прямо указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры - составная часть правовой системы РФ. Более того, Основной Закон устанавливает приоритет международных договоров перед национальным законом. Аналогичное указание дано высшим судебным органом. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ "Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц" от 16 февраля 1998 г. N 29 сказано, что нормы российского законодательства применяются, если данный вопрос не урегулирован международным договором. Поэтому при составлении конкретного договора и согласовании его условий с зарубежным партнером необходимо выяснить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит зарубежный договорный контрагент, международные договоры, влияющие на режим реализации сельскохозяйственных товаров, а также правовые последствия деятельности международных организаций, таких, как ЕС и ВТО. В соответствии с п. 3 ст. 162 Гражданского кодекса РФ внешнеэкономические сделки заключаются в простой письменной форме. Следовательно, к этим отношениям применима Конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), вступившая в силу для России с 1 сентября 1991 г. Конвенция содержит норму императивного характера о форме сделки (ст. 12). Оговаривается обязательность письменной формы сделки. Это правило распространяется как на договор международной купли - продажи, так и на его изменение (ст. 29). Ст. 12 применяется, когда хотя бы одна из сторон в договоре имеет коммерческое предприятие в государстве - участнике Конвенции, законодательство которого требует, чтобы договоры купли - продажи заключались в письменной форме, о чем это государство сделало заявление на основании ст. 96 Конвенции. Вступление в ВТО и ЕС выгодно для стран - экспортеров, поскольку для них открываются рынки других государств. Что касается стран - импортеров, то для них возникает серьезная опасность подрыва национального производства. Поэтому при рассмотрении вопроса о вступлении России в ВТО необходимо тщательно проанализировать и взвесить все положительные и негативные моменты. Нельзя не отметить, что в середине 1940-х годов США очень осторожно решали вопрос о присоединении к ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле - предшественнику ВТО). Тогда консервативный Конгресс не желал слышать о каком-либо открытии рынков, поскольку следствием этого стало бы разорение американских товаропроизводителей и рост безработицы. Поэтому в 60 - 80-е годы все договоренности в рамках ГАТТ с большим трудом проходили через Конгресс. И внутри ЕС существует довольно четкое разделение на две крупные группы. К первой относятся в основном промышленно развитые северные страны (такие, как Германия, Нидерланды, Дания, Великобритания, Ирландия и скандинавские государства). Возглавляет группу (неформально) Германия. Эта группа выступает за свободную торговлю, здоровую долю протекционизма и нормальную конкуренцию. Вторую группу составляют в основном южные страны с преобладанием аграрного сектора (Испания, Италия, Греция, Португалия и Франция). Забота их правительств о фермерах и предприятиях имеет характер консервативного протекционизма. Сложны для скорого разрешения и современные торговые конфликты между ЕС и США. Таким образом, непродуманное вступление России в ВТО может привести к уменьшению внутреннего производства сельскохозяйственной продукции в нашей стране. Обоснованные расчеты реальных выгод от вступления в ВТО пока нигде не публиковались. В любом случае до перемещения сельскохозяйственных товаров через границу импортеры и экспортеры должны знать действующее таможенное законодательство и иные специальные правила, требования и ограничения. Так, импортеры или таможенный брокер обязаны представить соответствующей таможне целый ряд документов: грузовую декларацию, лицензию (для лицензируемых товаров), разрешения различных контролирующих органов, платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и сборов за оформление или необходимые гарантии уплаты таможенных платежей, и др. Качество сельскохозяйственных товаров обычно подтверждается несколькими документами. Например, согласно контракту от 29 декабря 1997 г. продавец (фирма из г. Ульяновска) обязан был поставить покупателю (фирме с Вирджинских островов) 2000 тонн семян подсолнечника. При передаче продукции следовало представить следующие документы: сертификат качества, выданный ГХИ (Государственной хлебной инспекцией); сертификат радиоактивности; фитосанитарный сертификат; сертификат соответствия; сертификат происхождения (по дополнительному требованию покупателя), железнодорожные накладные. Таможенные органы вправе потребовать дополнительные документы, перечень которых определяется их должностными лицами. Это правило, допускающее возможность расширительной трактовки, противоречит ст. VIII ГАТТ, которая признает необходимость сокращения до минимума импортных и экспортных формальностей и упрощения документации. Все указанные требования и ограничения можно в целом признавать в качестве административных и организационно - правовых предпосылок внешнеторговых контрактов, опосредующих отношения в сфере реализации сельскохозяйственных товаров. Лицензирование - введение специальных разрешений на импорт и экспорт, которые выдаются соответствующими органами власти в порядке, установленном законодательством. Так, Постановлением Правительства РФ "О введении лицензирования импорта сахара - сырца, сахара белого и патоки крахмальной в Российскую Федерацию" от 17 июля 1998 г. N 782 <*> было установлено, что лицензии по этим товарам выдаются на основании заявления импортера в автоматическом режиме, без каких-либо количественных ограничений. -------------------------------- <*> Российская газета. 1998. 29 июля.
Государственный карантинный, санитарный и ветеринарный контроль над импортом и экспортом сельскохозяйственных товаров. Согласно Федеральному закону "О карантине растений" от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ ввоз на территорию России подкарантинной продукции, подкарантинного материала и груза разрешается только в пунктах пропуска через государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм пограничные пункты карантина растений. Ветеринарный надзор за ввозом сельскохозяйственных товаров осуществляется в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" от 14 мая 1993 N 4979-1 <*>. Допускаются для ввоза в страну здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства РФ и условий, предусмотренных международными договорами с участием РФ. Все субъекты предпринимательской деятельности до ввоза в Россию животных, продуктов животноводства и кормов обязаны получить разрешение главного государственного ветеринарного инспектора РФ (ст. 14). -------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.
Сертификация и стандартизация сельскохозяйственных товаров. В целях обеспечения безопасности товаров федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно - эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров и осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Согласно Закону РФ "О сертификации продукции и услуг" координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (ст. ст. 8, 10). Порядок ввоза, вывоза, а также осуществления государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки определен Федеральным законом "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ <*>. В Законе предусмотрено, что ввоз в Россию зерна и продуктов его переработки осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки (ст. 7). Сертификат качества, выдаваемый органами Росгосхлебинспекции, подтверждает соответствие ввозимого зерна и продуктов его переработки требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно - санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов. Подразделения федеральной лаборатории Росгосхлебинспекции, расположенные в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях, производят проверку качества ввозимого зерна и продуктов его переработки. -------------------------------- <*> Российская газета. 1998. 9 дек.
Практика показывает, что в контрактах обычно подробно оговариваются условия, касающиеся предмета договора, в том числе - о качестве продаваемого (поставляемого) товара. Так, согласно договору продавец - компания "Цейлон Агроэкспорт" (г. Коломбо, Шри - Ланка) экспортировала в 1998 г. покупателю в г. Ульяновске чай байховый. Базис поставки предусматривал подробную характеристику качества товара, включающую в себя, помимо собственно качественных характеристик поставляемого чая, стандарты упаковки и транспортировки. Квотирование. Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ <*> предусмотрено общее правило о применении ограничений импорта товаров (квотирование) в целях выполнения федеральных программ развития, выпуска новых видов товаров, защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики. Ограничения импорта товаров, аналогичных или непосредственно конкурирующих с российскими, могут вводиться по решению Правительства РФ посредством импортных квот (ст. 16). Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
Запреты ввоза (эмбарго). В последнее время широкое распространение получили запреты, принятие которых вызвано несоблюдением экспортером санитарно - гигиенических и других связанных с качеством требований. К числу таких запретов относятся запреты (например, на импорт говядины, происходящей с территории Великобритании, яиц производства Финляндии), установленные департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ в связи со сложной эпизоотической обстановкой в некоторых странах и регионах мира. Таможенные пошлины. Импортные и экспортные тарифы разрабатываются с учетом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Эта номенклатура действует с 1 января 1991 г. ТН ВЭД РФ разработана с учетом Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) - международной Товарно - статистической номенклатуры, разработанной Советом таможенного сотрудничества (СТС) в рамках ВТО. Товарная номенклатура ВЭД СНГ основана тоже на ГС ВТО. В соответствии с решением Совета руководителей таможенных служб СНГ "О приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств в соответствие с ее международной основой" от 19 сентября 1996 г. была утверждена новая редакция ТН ВЭД СНГ, вступившая в силу с 1 января 1997 г. Нормативной базой таможенно - тарифной политики РФ служит Закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. <*> В соответствии с ним под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, и систематизированных в соответствии с ТН ВЭД. Ставки пошлин едины и не изменяются в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Ставки ввозных и вывозных пошлин и перечни товаров, к которым применяются пошлины, устанавливаются Правительством РФ (ст. 2). -------------------------------- <*> ВВС РФ. 1993. N 23. Ст. 822.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" от 6 мая 1995 г. N 454 в РФ применяются следующие виды ставок: базовая (указана в таблице ставок тарифа); преференциальная (составляет 75 процентов базовой); максимальная (равна двум базовым) <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 1995. 26 мая.
Постановлением Правительства РФ "О ввозе на территорию Российской Федерации в 1998 году сахара белого из Украины без взимания таможенной пошлины" от 19 февраля 1998 г. N 231 была введена дополнительная импортная пошлина. Она взималась со всех продовольственных товаров, ввозимых в страну, за исключением сахара белого, ввозившегося в 1998 г. беспошлинно из Украины в пределах квоты, установленной названным Постановлением. Подобные пошлины устанавливаются и в других государствах. Так, в 1998 и 1999 годах Словакия и Польша, учитывая жалобы фермеров, протестующих против ввоза дешевых импортных товаров из стран - членов ЕС, ввели дополнительные сборы на импорт свинины, птицы и сахара на основании специальной защитной оговорки (Special Safeguard - SSG), предусмотренной в Соглашении о сельском хозяйстве между странами - членами ВТО. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров в соответствии с Законом "О таможенном тарифе" Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году (ст. 6). Так, Постановлением Правительства "Об утверждении ставок сезонных пошлин на сахар - сырец и сахар белый, ввозимые на территорию Российской Федерации" от 28 марта 2000 г. N 266 ставка сезонной импортной пошлины на сахар - сырец была установлена в размере 40 процентов, а ставка на сахар белый - 45 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг. Паратарифные меры. Сборы и налоги, взимаемые с товаров при ввозе их на территорию государства и увеличивающие стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной, по классификации ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) относятся к категории паратарифных мер. Например, сбор за таможенное оформление товаров взимается в размере 0,15 процента таможенной стоимости товара. Таким образом, его величина зависит от таможенной стоимости, а не от стоимости услуг таможни. С 1 января 1995 г. на российских пограничных таможенных постах при декларировании транзитных грузов взимается плата в размере, эквивалентном 14 долларам США. Между тем одним из основных принципов международной торговой системы является свобода транзита (ст. 5 ГАТТ). Этот принцип зафиксирован и в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и членами ЕС, с другой стороны, подписанном на острове Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированном 25 ноября 1996 г. Сбор за таможенное сопровождение товаров в РФ взимается по постоянным тарифам: 10 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ) за перевозку в пределах одной таможни, а также в пределах Москвы, Московской области и Санкт - Петербурга, 20 МРОТ - при остальных перевозках. Таможенный кодекс РФ устанавливает ряд правил, облегчающих перемещение через границу и таможенное оформление сельскохозяйственных товаров. Так, для живых животных, растений, скоропортящихся товаров предельный срок временного хранения, установленный в размере 2 месяцев, сокращен до трех дней (ст. ст. 133, 155). Государственный таможенный комитет и Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации в 1995 г. издали совместное "Указание об особенностях ввоза на территорию Российской Федерации скоропортящихся товаров, подлежащих обязательной сертификации", в котором установили, что скоропортящиеся товары подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке. При составлении текста внешнеэкономического контракта купли - продажи в статью о цене товара обычно включаются и условия платежа, которые будут применяться сторонами сделки. Условия платежа включают в себя установление валюты платежа, способа и порядка расчетов за поставленный товар и перечень документов, представляемых к оплате. В практике международной торговли используются несколько способов платежа: наличными, в кредит, предоплата, а также их сочетание. Так, в контракте от 29 января 1998 г. N 70204 на импорт сахара между продавцом "PA COL LTD"(Лондон) и одним из покупателей в г. Ульяновске предусматривалась полная предоплата стоимости товара и расходов, связанных с перевозкой и таможенными платежами, в течение 30 дней после предъявления представителю покупателя надлежаще оформленных отгрузочных документов в Москве. От правильного выбора условий и форм расчетов с иностранными контрагентами, предусматриваемых в контрактах, зависят гарантии получения платежей, их своевременность, быстрота оборачиваемости задействованных денежных средств по каждой внешнеторговой операции и включения их в новый экономический оборот. В упомянутом контракте от 29 января 1998 г. были предусмотрены гарантии возврата платежей, перечисленных покупателем. В контракте было сказано, что в случае непоставки товара в установленный срок средства, полученные продавцом, возвращаются на счет покупателя не позднее 60 дней с даты поставки. Часть 3 Венской конвенции детально регламентирует обязательства сторон по купле - продаже товаров. Так, в Конвенции закреплена диспозитивная норма, которая предопределяет саму обязанность поставки в зависимости от установленных сроков поставки товара. Продавец должен поставить товар: если договор точно устанавливает дату поставки или позволяет определить эту дату; если договор устанавливает или позволяет определить период времени для поставки - в любой момент в пределах этого периода; в любом другом случае в разумный срок после заключения договора (ст. 33). Срок поставки сельскохозяйственных товаров зависит от различных факторов, но обычно поставка производится через определенное разумное время после заключения договора. Так, в приведенном нами договоре на экспорт семян подсолнечника поставщик из г. Ульяновска обязан был отгрузить их покупателю с Вирджинских островов до 30 марта 1998 г. Поставщику разрешалась досрочная отгрузка семян. В договорах российских поставщиков с покупателями из стран СНГ с даты фактической поставки товара обычно исчисляется и срок для его оплаты. Приведем такой пример: в договоре от 6 февраля 2000 г. один из покупателей из г. Ульяновска должен был произвести оплату отгруженной пшеницы продавцу - ТОО "Веляна" (Кустанайская область) в течение 90 банковских дней после поступления товара. Ввиду важности условия о сроке поставки товара в ряде случаев срок отгрузки товара исчисляется непосредственно от даты исполнения обязанности по его оплате. Так, в договоре от 3 марта 1999 г. на импорт лука - севка было предусмотрено, что продавец - "Индивидуальный предприниматель Добан" (Республика Молдова) - начинает загрузку товара в машину покупателя после подтверждения последним факта перечисления полной суммы по договору на банковские счета продавца. Экспортерам следует уделять особое внимание условиям, обеспечивающим своевременную выгрузку сельскохозяйственных товаров в порту назначения. В упомянутом контракте от 29 января 1998 г. на импорт сахара между продавцом из Лондона и покупателем из г. Ульяновска было предусмотрено, что капитан судна подает письменное извещение представителю покупателя о готовности судна к выгрузке в обычные рабочие часы, исключая выходные дни (субботы после полудня, воскресенья) или их местные эквиваленты. Приемка товара по качеству может осуществляться на основе документа (сертификата качества) или проведения качественного анализа, сличения образцов, испытаний. Покупатель должен осмотреть товар или обеспечить его осмотр в такой короткий срок, который возможен при данных обстоятельствах (п. 1 ст. 38 Венской конвенции). При исполнении экспортно - импортных контрактов между сторонами нередко возникают споры из-за различного понимания обязательств, из-за неодинакового толкования условий контракта и отсутствия соответствующих положений в тексте договора. Большая часть таких разногласий решается путем переговоров. Когда это не удается, стороны обращаются в арбитражный суд. Он может принять дело к своему производству только при наличии согласия на это сторон. Соглашение, выражающее волю сторон о передаче спора в арбитраж, называется арбитражным. Известны три вида таких соглашений: арбитражная оговорка, третейская запись и арбитражный договор. Итак, формирование условий контрактов купли - продажи сельскохозяйственных товаров, опосредующих отношения в сфере экспортно - импортных операций, предполагает получение заинтересованными сторонами экспортной или импортной лицензии, а также дополнительные затраты, связанные с пересечением товарами таможенной границы. При заключении внешнеэкономических контрактов купли - продажи следует решить все вопросы, связанные со страхованием и транспортировкой товаров, урегулировать порядок коммерческих расчетов и приемки товара по качеству и количеству, детально оговорить ответственность сторон за ненадлежащее исполнение. В заключение упомянем, что весной 1998 г. в Москве прошли двухсторонние тарифные переговоры со странами - членами ВТО (странами ЕС, Японией, США и Канадой). Российская сторона изложила свои предложения по тарифным мерам, срокам переходных периодов, нетарифным мерам, таможенным процедурам, техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам. В середине марта 1999 г. в Москве были продолжены переговоры с делегацией ЕС. Обсуждались отдельные разделы российских тарифных предложений. Однако анализ экономической ситуации показал: большинство требований ЕС для нашей страны пока неприемлемы. Между тем Польша, Румыния и некоторые другие страны под давлением своих товаропроизводителей замедлили темпы либерализации внешней торговли. Некоторые страны подняли ввозные таможенные ставки на отдельные сельскохозяйственные товары из стран Европейского Сообщества.
Название документа