В каком размере (фактическом или в пределах норм расхода) организации следует учитывать расходы на приобретение топлива и ГСМ для служебного транспорта при исчислении налога на прибыль?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Указанная норма не содержит отсылки к документам, которые устанавливают какие-либо нормы для учета указанных видов затрат в целях налогообложения налогом на прибыль.

Однако Минфин России считает, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать утвержденные Минтрансом России нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Письма Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223). В настоящее время действуют Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", которые введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. До 01.01.2008 действовали Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 отсутствовали утвержденные нормы расхода по топливу и ГСМ.

В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 выражено мнение, что для целей налогообложения прибыли принимаются затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение.

По существу с последним выводом соглашаются и суды.

Как указал ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 N А09-3658/07-29, НК РФ не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли. По мнению суда, указанные Нормы носят рекомендательный характер.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 N 17АП-636/2008-АК, который рассматривал спор о правомерности вычета НДС по расходам на ГСМ.

В схожей ситуации, связанной с учетом в целях налогообложения расходов на топливо и ГСМ индивидуальным предпринимателем, суд указал, что в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение для целей налогообложения (исчисления конкретного налога) нормативов, установленных для иных целей, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к документам, которыми установлены соответствующие нормативы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10).

Поскольку гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержит подобной отсылки к утвержденным нормам расхода топлив и ГСМ, то, по нашему мнению, затраты на приобретение топлива и ГСМ должны учитываться при исчислении налога на прибыль в полном размере. При этом отметим, что указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно должны быть обоснованными, документально подтвержденными и направлены на получение дохода.

В. В.Антипов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

19.12.2008