Подписка на акции: реклама или оферта?

(Бакшинскас В.)

("Бизнес-адвокат", N 4, 2002)

Текст документа

ПОДПИСКА НА АКЦИИ: РЕКЛАМА ИЛИ ОФЕРТА?

В. БАКШИНСКАС

Витаутас Бакшинскас, доцент кафедры права Финансовой академии при Правительстве РФ.

Процесс размещения акций акционерного общества в законодательстве и теории права принято называть подпиской на акции. Широкое употребление термина "подписка на акции" в действующем законодательстве РФ приводит на практике лишь к различного рода ошибкам, обусловленным существующими противоречиями между нормативными актами, а иногда и определенной путаницей терминов в тексте нормативного акта. В определении условий подписки на акции также проявляется искусственный характер существующего в действующем законодательстве РФ деления акционерных обществ на открытые и закрытые.

Понятие "подписка на акции" дается только в Стандартах эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19 (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 47) (далее - Стандарты эмиссии), которые определяют подписку как "размещение ценных бумаг на основании договоров (в т. ч. договоров купли - продажи, мены)". Содержащееся в Стандартах эмиссии понятие подписки также несет в себе определенные противоречия, поскольку, с одной стороны, подпиской называется любое размещение ценных бумаг на основании договоров (п. 1.2 Стандартов эмиссии), а с другой стороны, указывается, что размещение акций по подписке осуществляется только при увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (п. 4). При учреждении общества его акции распределяются среди учредителей акционерного общества без подписки (п. 2 Стандартов эмиссии).

Законодательство и правовая теория различают два возможных вида подписки: открытая (публичная) и закрытая (частная) подписка. Размещение акций открытого общества характеризуется такими определениями, как "открытая подписка", "свободная продажа", "неограниченное число акционеров". А размещение акций закрытого общества характеризуется такими определениями, как "заранее определенный круг лиц", "невозможность открытой подписки", "невозможность предложения неограниченному кругу лиц" (ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ). Употребление термина "открытая подписка" по отношению к открытым акционерным обществам предполагает наличие закрытой подписки в закрытом акционерном обществе, хотя Закон и не содержит прямого указания на возможность закрытой подписки в закрытом акционерном обществе. Согласно ст. 39 Закона "Об акционерных обществах" открытое общество вправе проводить размещение акций посредством открытой и закрытой подписки, а закрытое общество не вправе проводить размещение посредством открытой подписки.

Несмотря на то что в Законе "Об акционерных обществах" право проведения подписки предоставлено только открытым акционерным обществам, в Стандартах эмиссии допускается существование подписки и на акции закрытых обществ. При этом выделяются два возможных варианта подписки: открытая и закрытая.

Открытой подпиской (публичным размещением, публичной эмиссией) называется размещение ценных бумаг среди не ограниченного заранее круга лиц, а закрытой подпиской (частным размещением) называется размещение ценных бумаг среди заранее известного круга лиц. В связи с вышеизложенным у автора - да и, вероятно, не только у него - возникает закономерный вопрос: в чем же состоит различие закрытой и открытой подписки на акции акционерного общества?

Существующие в законодательстве различия подписки в зависимости от "не ограниченного заранее круга лиц" или "заранее известного (определенного) круга лиц" не являются правовыми и не позволяют разграничить указанные понятия. Как должно происходить ограничение и определение круга возможных акционеров акционерного общества? Кто должен ограничивать круг покупателей акций? Кому должны быть "известны" будущие покупатели акций? Существует мнение, что размещение акций закрытого акционерного общества при увеличении его уставного капитала "должно осуществляться внутри самого общества, без выхода акций общества на рынок" (Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах. Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1996. С. 172). Но данное утверждение противоречит законодательству, поскольку законодательство не требует размещать дополнительно выпускаемые акции только среди существующих акционеров общества, т. е. проведение закрытой подписки не ограничивается акционерами общества. Тот или иной предел закрытости подписки определяется самим эмитентом акций, поскольку в соответствии с п. 8.1 Приложения N 3 Стандартов эмиссии в решении о выпуске ценных бумаг путем закрытой подписки должен быть определен круг лиц, среди которых эмитент намерен разместить ценные бумаги.

С точки зрения права, "неограниченный круг лиц" включает в себя всех субъектов гражданского права, т. е. всех российских и иностранных физических и юридических лиц, а также государство; поэтому установление любого ограничения круга лиц, участвующих в подписке, независимо от характера указанного ограничения, означает, с точки зрения действующего законодательства, проведение закрытой подписки на акции среди заранее определенного круга лиц. Указание любого, пусть даже абсурдного, ограничения круга покупателей акций будет означать проведение закрытой подписки на акции акционерного общества.

Законодательство не требует в решении о размещении акций перечислять всех будущих акционеров общества; необходимо лишь определить критерии, которым должны соответствовать покупатели акций. То есть, с точки зрения гражданского законодательства, круг лиц, участвующих в подписке на акции, является неопределенным?

Если следовать указанной логике, размещение акций акционерного общества только среди юридических лиц, зарегистрированных в Москве, также необходимо признать закрытой подпиской.

Стандарты эмиссии допускают существование закрытой подписки на ценные бумаги, когда число их приобретателей превышает 500 лиц (п. 8.1.5). В связи с этим теряет какой-либо правовой смысл норма Указа Президента РФ "О защите интересов инвесторов" от 11 июня 1994 г. N 1233, запрещающая проведение открытой подписки на акции открытых акционерных обществ, за исключением создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, если их оплаченный уставный капитал составляет на дату выпуска менее 10 тысяч установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда в месяц (п. 3 Указа). Открытая подписка легко может быть заменена закрытой подпиской с достаточно широким ограничением круга лиц, имеющих право в ней участвовать.

В существующей правовой теории и законодательной практике подписка на акции обозначает заключение договора купли - продажи акций (путем составления одного документа, подписанного сторонами) между акционерным обществом и будущим акционером, в связи с чем какого-либо правового различия между открытой и закрытой подпиской на акции акционерного общества не существует. Опубликование проспектов эмиссии акций, иных сведений о размещении акций и предложений участвовать в подписке на акции рассматривается лишь как реклама акций. Согласно ст. 35 Закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "информация о выпуске эмитентом ценных бумаг... является рекламой". Буквальное толкование п. 3 ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" позволяет сделать вывод, что открытая подписка на выпускаемые акции является всего лишь СПОСОБОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИХ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ (выделено мной. - В. Б.) неограниченному кругу лиц.

В приложении N 4 к Стандартам эмиссии, определяющем порядок оформления проспекта эмиссии, предусматривается, что в проспекте эмиссии "указываются основные места (место) продажи размещаемых ценных бумаг в случае их размещения путем подписки" (п. 44). То есть открытая подписка рассматривается в действующем законодательстве как возможность опубликования в средствах массовой информации приглашения покупать акции, сделанного неограниченному кругу лиц и носящего рекламный характер. Но законодательство не запрещает проведения рекламы, в т. ч. и в средствах массовой информации, и при закрытой подписке на акции, требуя лишь предлагать их для приобретения заранее ограниченному кругу лиц.

Думается, что если открытую подписку на акции рассматривать как рекламу, то это устранит не только какое-либо правовое различие между закрытой и открытой подпиской, но и необходимость существования самого понятия "подписка на акции" как особого правового термина, поскольку никакой подписки в данном случае не происходит: акционерное общество рекламирует свои акции и заключает договор купли - продажи акций с лицами, откликнувшимися на рекламу и лично явившимися купить определенное количество акций.

С правовой точки зрения предложение покупать акции (публикация о подписке на акции) является предложением делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Следовательно, акционерное общество - эмитент не связано условиями подписки и вправе отказать будущему акционеру в заключении договора или заявить об изменении условий подписки. То есть предложение неограниченному кругу лиц приобретать акции акционерного общества не влечет обязанности общества заключать сделки с неограниченным кругом лиц, тем самым ограничение круга акционеров при открытой подписке может происходить при заключении договоров купли - продажи акций. Поэтому не имеют никаких правовых последствий нормы, запрещающие открытым обществам проводить закрытую подписку на выпускаемые ими акции.

Согласно ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество может проводить и закрытую подписку на выпускаемые им акции, если это не запрещено уставом общества или правовыми актами РФ. Так, например, согласно п. 2 Указа Президента РФ "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам" от 20 июля 1996 г. N 1054 предусматривалось, что образованные в процессе приватизации акционерные общества, более 25% акций которых находятся в государственной собственности, имеют право принимать решения об увеличении уставного капитала и осуществлении дополнительной эмиссии акций только в случаях, если размещение акций будет осуществляться посредством открытой подписки. Подобное запрещение обязывает общество регистрировать и публиковать проспект эмиссии, но не обязывает заключать договоры купли - продажи акций с лицами, пожелавшими купить акции общества.

Отсутствие в законодательстве обязанности акционерного общества продавать акции, размещаемые путем открытой подписки, всем желающим также существенно нарушает права и интересы акционеров общества и иных лиц (потенциальных покупателей) при размещении дополнительно выпускаемых акций. Тем самым действующее законодательство создает легальную возможность для продажи всех или большей части дополнительных акций открытого акционерного общества узкому кругу покупателей, что может привести к формированию крупных пакетов акций в руках лиц, участвующих в управлении обществом и фактически осуществляющих продажу акций.

В чем же должен заключаться правовой характер различия открытой и закрытой подписки? Различие между открытой и закрытой подпиской на акции акционерного общества можно будет сделать только в том случае, если рассматривать публикацию об открытой подписке на акции как публичную оферту, т. е. содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Указанное предложение называется публичной офертой и признается в ГК РФ офертой со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Согласие лица (акционера) заключить договор на указанных в оферте условиях следует рассматривать как акцепт; поэтому в момент получения лицом, направившим оферту (акционерным обществом), ее акцепта договор купли - продажи акций признается заключенным (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Причем акцептом в данном случае следует рассматривать не само по себе согласие акционера на приобретение акций, а уплату им определенной части или полной стоимости акций. Действующее законодательство предоставляет акционерному обществу, размещающему выпускаемые акции путем открытой подписки, право распространить на предложение о выпуске и продаже акций правовые отношения публичной оферты. Во всех остальных случаях публикации о продаже акций являются всего лишь рекламой.

Таким образом, по-настоящему открытой подпиской можно считать только такие отношения, когда заключение договора подписки на акции акционерного общества осуществляется в результате акцепта лицом, намеревающимся стать акционером общества, предложения заключить договор, сделанного путем публичной оферты. Поскольку реализация подобного положения возможна только путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, в настоящее время можно отказаться от употребления терминов "открытая и закрытая подписка", т. к. они не имеют никаких правовых отличий и фактически обозначают рекламу ценных бумаг.

Название документа