Организация имеет непогашенную задолженность по займам перед учредителем, являющимся аффилированным лицом иностранной организации, владеющей более чем 20% уставного капитала. За I квартал, полугодие и 9 месяцев 2007 г. размер контролируемой задолженности перед учредителем более чем в 3 раза превышал собственный капитал, а по итогам года указанное соотношение не превысило 3. Применяется ли в данной ситуации предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей исчисления налога на прибыль, или организация вправе принять в расходы всю сумму уплаченных процентов? В каком размере признаются начисленные, но не уплаченные проценты?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2008 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу применения ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 269 Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов установлены в ст. ст. 269 и 291 Кодекса).
Если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются следующие правила.
Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата (для организаций, занимающихся лизинговой деятельностью) на 12,5.
В расчете для определения коэффициента капитализации принимается весь размер непогашенной контролируемой задолженности, в отношении которой иностранная организация (по отношению к которой российская организация - заемщик является аффилированным лицом) выступает поручителем, что следует из п. 2 ст. 269 Кодекса.
Аналогичные правила применяются в случае, если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода.
Следовательно, если поручителем по долговым обязательствам российской организации выступает иностранная организация, по отношению к которой российская организация является аффилированным лицом, то непогашенная задолженность российской организации по таким долговым обязательствам признается контролируемой задолженностью.
В соответствии с п. 8 ст. 272 Кодекса и п. 3 ст. 328 Кодекса для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, расходы в виде процентов по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются осуществленными и подлежат включению в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли на конец соответствующего отчетного периода. При этом отчетный (налоговый) период для исчисления предельной величины процентов, признаваемых расходом по контролируемой задолженности, определяется в порядке, установленном в ст. 285 Кодекса.
Следовательно, проценты, начисленные за указанный отчетный период, подлежат налоговому учету в соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса, устанавливающим общие правила признания расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли.
Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, рассчитанными в соответствии с порядком, установленным в п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса.
В п. 2 ст. 275 Кодекса предусмотрено, что если источником дохода налогоплательщика является российская организация, она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений данного пункта.
На основании ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с положениями Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, в случае возникновения положительной разницы между начисленными и предельными процентами, приравненной в целях налогообложения к дивидендам, на организацию-заемщика возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у организации-заимодавца и перечислению в бюджет налога с указанной разницы.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
17.12.2008