По итогам камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщика, осуществляющего водоснабжение населения, налоговым органом приняты решения о доначислении неуплаченных сумм водного налога, начислении пеней и привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, применил ставку 360 руб. за 1 тыс. куб. м, а также установил превышение лимита водопользования, по которому применил пятикратную ставку, то есть 1800 руб. за 1 тыс. куб. м. Правомерно ли такое решение налогового органа?

Ответ: Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" было установлено, что при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными п. 1 данной статьи.

Данный Закон в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2005.

С указанной даты действует гл. 25.2 Налогового кодекса РФ, в частности, ст. 333.12 НК РФ, определяющая размеры налоговых ставок.

В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 данной статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Пунктом 3 ст. 333.12 НК РФ установлено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

ФНС России в Письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ "О водном налоге" указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ следует руководствоваться Письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога гл. 25.2 НК не предусмотрено.

Судебная практика по данному вопросу признает неправомерными требования налоговых органов после вступления в силу гл. 25.2 НК РФ к налогоплательщикам, осуществляющим забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, по уплате водного налога в пятикратном размере при заборе воды сверх установленных лимитов. Суды указывают, что при осуществлении забора воды для водоснабжения населения сверх установленных лимитов водопользователь не обязан применять пятикратные ставки при расчете водного налога (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А). Как указано в Решении Арбитражного суда Московской области от 20.02.2007, 27.02.2007 по делу N А41-К2-16251/06, оставленном без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 14.08.2007, 21.08.2007 N КА-А41/7978-07, норма п. 3 ст. 333.12 НК РФ является специальной нормой по отношению к п. 1 этой же статьи. Законодатель различает три вида водопользования: сверхлимитное водопользование, пользование в пределах лимита и забор воды для водоснабжения населения независимо от величины лимита. Следовательно, норма п. 2 ст. 333.12 НК РФ применима только к ставкам, указанным в п. 1 этой же статьи.

Таким образом, учитывая официальную позицию ФНС России и сформировавшуюся судебную практику, решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.12.2008