Несостоятельность (банкротство): пути выхода из финансового кризиса

(Калинина Е. В.) ("Юрист", N 2, 2002) Текст документа

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО): ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Е. В. КАЛИНИНА

Е. В. Калинина, преподаватель, Липецкий филиал Воронежского института МВД РФ.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом институт несостоятельности в России, в настоящее время переживает процесс своего воссоздания. Дореволюционные исследования истории развития несостоятельности в России свидетельствуют о том, что первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права XIII - XV веков. Первый полноценный законодательный акт о банкротстве в России был принят в 1740 году. Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности как одного из институтов рыночной экономики <*>. -------------------------------- <*> См.: Витрянский В. В. Развитие российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) и практике его применения // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). 2001. N 3.

На протяжении уже не одного столетия законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни каждой страны. От их качества зависит решение о выдаче и получении кредитов, решение о принятии коммерческих рисков, решение о погашении долгов и других обязательств, решение о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, решение о достижении компромисса по требованиям. Способность предприятия правильно определить, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, является самым эффективным путем предотвращения споров и направлением сторон действовать так, как решил бы в данной ситуации суд. С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики. В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. Первый законодательный акт о банкротстве был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года <*>. -------------------------------- <*> О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Закон Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 1.

Первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" представлял собой непродуманную попытку объединить элементы несостоятельности, действующие в разных странах, только эклектическим образом. Российский закон не устанавливал достаточного регулирования механизма реализации процедуры банкротства. В то же время понятие и признаки банкротства, закрепленные в законе, не отвечали современным представлениям о рыночной экономике, так как основывались на принципе неплатежеспособности, от которого давно отказались зарубежные законодательства. Отмеченные обстоятельства послужили основанием для реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)". Во исполнение вновь принятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Законодательство о несостоятельности преследует ряд целей, наиболее важными из которых являются следующие: - упорядоченное разрешение дел должника, а не полная свобода действий для всех; - увеличение возврата средств (с учетом расходов на проведение процедур) в интересах всех сторон; - спасение бизнеса (и/или юридического лица) жизнеспособного предприятия; - "справедливое" распределение средств между сторонами (хотя что есть "справедливо" - представляет собой предмет споров); - предотвращение нарушений путем создания возможности распространения неправомерных сделок, заключенных в период до банкротства, и введение других санкций; - поощрение попыток реструктуризации в период до банкротства (или, по крайней мере, непрепятствование им); - поддержание общественного доверия к процессу управления имуществом неплатежеспособных должников и обеспечение предсказуемого исхода процедур; - посредством всего вышеперечисленного снижение цены и повышение доступности кредита <*>. -------------------------------- <*> См.: Марк Хауман. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). 2001. N 3. С. 3.

В достижении этих целей важнейшую роль играют современное начало процедур несостоятельности и немедленное введение моратория на требования кредиторов (иногда именуемое приостановлением или автоматической отсрочкой платежей). При введении моратория критерии банкротства должны позволять провести различия между несостоятельными предприятиями, которые необходимо подвергнуть процедуре банкротства, и теми, которые не утратили шансов на финансовое оздоровление вне формальных процедур несостоятельности. Последним необходимо позволить продолжать работу по оздоровлению своего бизнеса вне процедур банкротства. После обеспечения быстрого возбуждения дела мораторий должен выполнять следующие задачи: 1. Защита активов на период выработки конструктивного решения (если оно возможно). Это также включает в себя предоставление новому кредитору, выдаваемому на цели содействия в спасении предприятия или более оптимальной реализации его имущества, приоритета над требованиями периода до возбуждения дела. 2. Недопущение полной свободы для отдельных кредиторов и захвата ими активов в судебном порядке или иным образом. 3. Справедливое распределение недостающих средств среди кредиторов. 4. Мораторий должен быть действительным, что достигается путем установления надзора или нового, независимого и надлежащего руководства <*>. -------------------------------- <*> См.: Ерофеев А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). 2001. N 3. С. 53.

По общему правилу, мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам вводится на предприятии, где действует процедура внешнего управления. Введение моратория на все обязательства должника, возникшие из коммерческих отношений в период до начала процедур несостоятельности, является главным элементом любого эффективного режима банкротства. Он дает возможность руководителю предприятия - должника осуществлять хозяйственную деятельность без долгового бремени. Это позволяет ему использовать активы предприятия наилучшим образом для стабилизации производства и, если возможно, спасения бизнеса. Эти цели могут быть и недостигнутыми, если мораторий носит неполный характер. В данном случае действия кредиторов могут затруднить санацию предприятия и недопущение прекращения его деятельности. Необходимо обратить внимание на режим, установленный статьей 57 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)". Эти действия не именуются в Законе мораторием, однако имеют несколько характерных черт моратория: - запрещение для кредиторов предъявлять свои требования к должнику, кроме как в порядке, установленном в законе; - приостановление производства по делам, связанным со взысканиями на имущество должника, - приостановление исполнения исполнительных документов по взысканиям на имущество должника (за исключением исполнительных документов по требованиям работников, по вреду жизни и здоровью и по некоторым другим требованиям личного характера), - запрещение удовлетворения требований участника должника - юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что мораторий вводится не только на стадии внешнего управления, но и во время процедуры наблюдения, то есть с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом <*>. -------------------------------- <*> Статья 69 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ.

Согласно статьям 2 и 23 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом" <*>. -------------------------------- <*> См.: Наумов О. А. Наблюдение как процедура несостоятельности // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). 2001. N 3. С. 63.

Глава IV Федерального закона о банкротстве регулирует правовое положение процедуры наблюдения. В том случае, если процедура наблюдения не будет способствовать санации предприятия должника, арбитражный суд может признать должника банкротом и открыть конкурсное производство или ввести внешнее управление. С этого момента процедура наблюдения прекращается. Однако на стадии наблюдения может решаться вопрос о проведении процедуры банкротства в ускоренном режиме. Правительство РФ 22 мая 1998 года приняло Постановление РФ N 476 <*> "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства". Данный нормативный акт был принят в целях повышения эффективности применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также усиления социальной защищенности работников при банкротстве организаций. -------------------------------- <*> См.: Подзоров С. А. Банкротство. М.: Экзамен, 2001. С. 316.

Необходимым условием обеспечения эффективности применения процедур банкротства является консолидация требований к организациям - должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные фонды. Достичь поставленных целей можно только путем проведения процедуры банкротства в минимально короткие сроки, при этом постараться извлечь из формальной процедуры максимальную пользу, направить все экономические и административные ресурсы на санацию предприятия - должника. Эти задачи в полном объеме возложены на Правительство Российской Федерации, арбитражные суды, Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, государственные налоговые службы Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Правительство Российской Федерации возложенные задачи решает путем принятия нормативных актов. Так, Постановлением N 476 от 22 мая 1998 года было утверждено Положение "Об ускоренном порядке применения процедур банкротства" <*>, в котором определены порядок и условия применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляемых в ускоренном режиме. -------------------------------- <*> См.: Подзоров С. А. Банкротство. М.: Экзамен, 2001. С. 316.

Ускоренная процедура банкротства осуществляется арбитражным управляющим на основании соответствующего решения кредиторов организации - должника и под их контролем, а также под контролем Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. При применении ускоренной процедуры банкротства проводятся следующие мероприятия: - реорганизация бизнеса организации - должника, в том числе путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества; - сохраняются рабочие места при передаче имущества организации - должника; - производится продажа всех акций вновь образованного акционерного общества с привлечением специальной организации в порядке, установленном Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В порядке, установленном статьями 106 - 111 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", вырученные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов. В свою очередь Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению 27 августа 1998 года издала распоряжение N 16-р, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" на основании указанных документов и п. 2 статьи 25 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" утвердила методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур банкротства <*>. -------------------------------- <*> См.: Рысин Д. Ф. Банкротство предприятия. М., 2001. С. 141.

Настоящие методические рекомендации разъясняют порядок и условия применения процедур банкротства в ускоренном режиме. Применяется процедура банкротства в ускоренном режиме по инициативе кредиторов любой организации - должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), т. е. на стадии наблюдения, и при решении вопроса о введении внешнего управления. Подготавливая решение о применении в отношении организации - должника процедуры банкротства в ускоренном режиме, временный управляющий, назначенный арбитражным судом на стадии наблюдения, помимо функций, предусмотренных Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляет в инициативном порядке разработку плана внешнего управления в соответствии с порядком осуществления процедур банкротства в ускоренном режиме. План внешнего управления разрабатывается на основе методических рекомендаций по ускоренному порядку применения процедур банкротства, с учетом специфики производства и финансово - хозяйственной деятельности предприятия - должника. В дальнейшем, не позднее двух недель до даты проведения первого собрания кредиторов, временный управляющий информирует кредиторов о возможности принятия решения о применении процедуры банкротства в ускоренном режиме. Одновременно он принимает все необходимые меры по обеспечению ознакомления кредиторов с планом внешнего управления. Разработанный план внешнего управления рассматривается коллегией уполномоченных государственных представителей, а также выносится на рассмотрение первого собрания кредиторов. На первом собрании кредиторов применяются решения, необходимые для проведения процедуры банкротства в ускоренном режиме. Это решения: - о введении внешнего управления; - о применении процедуры банкротства в ускоренном режиме и об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления процедуры банкротства в ускоренном режиме. План внешнего управления должен включать в себя: - основные характеристики о финансовом состоянии структуры организации - должника; - данные об имущественном комплекте и результатах инвентаризации; - характеристику обязательств должника; - сведения о реорганизации предприятия - должника; - характеристику открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации - должника, и ряд других немаловажных моментов. Для более успешного проведения процедуры банкротства в ускоренном режиме Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению принят ряд дополнительных нормативных актов, направленных на эффективное оздоровление предприятий - должников. Необходимо обратить внимание на то, что процедура банкротства в ускоренном режиме является одним из видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)", направленных на санацию предприятия - должника и удовлетворение требований кредиторов по его обязательствам. Законодатель, устанавливая различные виды банкротства, предоставляет право выбора субъектам института банкротства по защите своих интересов. "Когда должник несостоятелен или близок к несостоятельности, для него, как правило, открыто два пути. Он может попытаться спасти свой бизнес или вступить на путь банкротства. В большинстве правовых систем между этими двумя путями существует третий. Если компания может избежать несостоятельности, это создаст для ее кредиторов существенное преимущество. Во многих странах цена на активы компании стремительно падает после начала процедур несостоятельности, и поэтому кредиторы получают больший процент удовлетворения требований при организованной продаже активов вне банкротства, чем в рамках формальных процедур. Однако такой подход несет и существенные риски. Если дело о несостоятельности не возбуждено, как кредиторы могут быть уверены, что должник будет действовать в их интересах? Каким будет положение тех сторон, которые станут новыми кредиторами должника в период, когда нет уверенности в полном погашении их требований? Целью процедур несостоятельности является обеспечение защиты интересов кредиторов и справедливого к ним отношения" <*>. -------------------------------- <*> См.: Ричард Калнак. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). 2001. N 3. С. 70.

Название документа