Правомерно ли применение освобождения, установленного пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, индивидуальными предпринимателями при осуществлении операций по реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-массовых мероприятий?

Ответ: В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

- услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абз. 3 настоящего подпункта;

- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях гл. 22 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Минфин России в Письме от 01.12.2005 N 03-04-11/321 в отношении операций по реализации входных билетов на показ кинофильмов в кинотеатрах, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, разъяснил, что освобождение таких операций от обложения налогом на добавленную стоимость ст. 149 НК РФ не предусмотрено.

Очевидно, что данные выводы можно распространить на операции по реализации индивидуальными предпринимателями входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-массовых мероприятий.

Судебная практика исходит из того, что установленные ст. 149 НК РФ основания для освобождения от налогообложения являются льготами, а льготы носят адресный характер, следовательно, применение освобождения, предусмотренного пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, индивидуальными предпринимателями, не поименованными в данной норме, неправомерно.

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 28.07.2005 N А19-20103/04-52-Ф02-3226/05-С1 отметил, что освобождение от уплаты налогов (льгота) является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Суд разъяснил, что поскольку налогоплательщик осуществляет свою предпринимательскую деятельность как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, вывод о необоснованности его отнесения к категориям налогоплательщиков, которые пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость по реализации соответствующих видов услуг, является правильным.

Аналогичную позицию занял и ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.11.2005 N А62-529/2005. Суд пришел к выводу: в тексте пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо предусмотрено, что эта льгота предоставляется только налогоплательщикам - учреждениям культуры и искусства (независимо от организационно-правовых форм), но не налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, применение освобождения, установленного пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, индивидуальными предпринимателями при осуществлении операций по реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-массовых мероприятий неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.12.2008