Муниципальное унитарное предприятие применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Согласно муниципальному контракту МУП является подрядчиком и выполняет работы по капитальному ремонту тепловых сетей. В соответствии с муниципальным контрактом права собственности на выполненные работы переходят к заказчику с момента подписания акта сдачи-приемки работ. Администрация района (заказчик по муниципальному контракту) является учредителем и собственником предприятия. Облагаются ли налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, средства, полученные от администрации района на финансирование капитального ремонта тепловых сетей?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В ст. 31 Бюджетного кодекса РФ установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления на самостоятельное определение направления расходования средств бюджетов в соответствии с БК РФ.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
В соответствии со ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся в том числе ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ).
По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить в том числе связанные с ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной муниципальным контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) (п. 11 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ).
В муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (п. 12 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (п. 3 ст. 219 БК РФ). В рассматриваемом случае получателем бюджетных средств является администрация района.
Согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В силу ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать в том числе органы местного самоуправления (п. 3 ст. 764 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).
В данном случае МУП выполняет заказ администрации района, т. е. выполняет работы для сторонней организации.
На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Согласно ст. 39 НК РФ реализация товаров, работ или услуг организацией представляет собой передачу на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги (ст. 249 НК РФ).
Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
В рассматриваемом случае работы осуществляются на возмездной основе. Денежные средства, получаемые от заказчика, по своему экономическому содержанию представляют выручку за выполненные работы. Следовательно, предприятие получает доход (экономическую выгоду) от реализации работ по муниципальному контракту.
Таким образом, по нашему мнению, с указанных денежных средств, полученных от учредителя и собственника предприятия по муниципальному контракту, предметом которого является выполнение работ по ремонту тепловых сетей, следует платить налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
Н. Н.Лобанова
Консалтинговая группа "Аюдар"
16.12.2008