Налогоплательщик выплатил работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях. Расходы на выплату данной компенсации налогоплательщик учел как расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. В ходе проведения налоговой проверки налоговым органом было выявлено налоговое правонарушение, выразившееся в том, что налогоплательщик неправомерно включил в расходы компенсацию за использование личного автомобиля, поскольку документально не подтверждены затраты - отсутствуют путевые листы. Решением налогового органа налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности. Налогоплательщик с данным решением не согласен. Он указывает, что выписывать путевой лист работнику, направленному за доставкой комплектующих на личном легковом автомобиле, он не обязан, так как работник не является водителем организации, а является начальником отдела внешней комплектации. Правомерно ли в данном случае привлечение к налоговой ответственности?

Ответ: Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" утверждены нормы расходов в виде компенсаций за использование личных автомобилей.

Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В соответствии с разд. 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, путевой лист является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

Условия и порядок выплаты компенсации за использование личного легкового автомобиля в служебных целях установлены Письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Согласно официальной позиции Минфина России компенсация выплачивается работникам предприятий, организаций и учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями. Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором предусматриваются размеры этой компенсации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Согласно Письму Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6 "О компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок" для получения компенсации работник представляет в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведет учет служебных поездок в путевых листах (см. также Письмо Минфина России от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192).

С данными выводами также согласуется официальная позиция налоговых органов (см. Письма МНС России от 02.06.2004 N 04-2-06/419@, УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776, УФНС России по г. Москве от 20.09.2005 N 20-12/66690).

Однако в судебной практике по данному вопросу нет единообразия.

Согласно первой позиции арбитражных судов основанием для компенсационных выплат являются приказ руководителя предприятия, документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, а также путевые листы с отметками о служебных поездках (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2006 N А66-7112/2005).

Согласно второй позиции арбитражных судов данные расходы признать можно. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 10.04.2006 N А48-6436/05-8 признал правомерность включения в расходы суммы компенсации, выплаченной работнику за использование личного автомобиля для служебной поездки. По мнению суда, у организации не было обязанности оформлять путевые листы, так как работник не являлся водителем организации.

Таким образом, согласно официальной позиции налоговых органов и Минфина России привлечение к ответственности налогоплательщика в данном случае следует признать правомерным. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.12.2008