О порядке доступа должностных лиц налоговых органов в помещение для проведения налоговой проверки, а также об использовании юридическими лицами в своей деятельности жилых помещений

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-507

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке доступа должностных лиц налоговых органов в помещение для проведения налоговой проверки и сообщается следующее.

Согласно пп. 2 и 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории в порядке, установленном Кодексом, а также вправе проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Согласно п. 1 ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В соответствии с п. 5 ст. 91 Кодекса доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 Кодекса (п. 12 ст. 89 Кодекса).

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, ст. 94 Кодекса).

В соответствии со ст. ст. 137 и 138 Кодекса каждый налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в соответствии с гл. 19 Кодекса.

Вместе с тем сообщается, что в соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Заместитель директора

Департамента налоговой

И таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

10.12.2008