Ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство

(Зайцева В. В.) ("Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 1, 2002) Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИКТИВНОЕ ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО

В. В. ЗАЙЦЕВА

В. В. Зайцева, кандидат юридических наук, старший консультант Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президентом РФ 30 декабря 2001 года был подписан Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно Федеральному закону от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП вступит в силу с 1 июля 2002 года. В данной статье хотелось бы обратить внимание только на одну новеллу: введение административной ответственности за такие виды правонарушений, как фиктивное или преднамеренное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве (статьи 14.12 и 14.13 КоАП). Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем - о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Совершение такого правонарушения, согласно части 1 статьи 14.12 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Совершение данного правонарушения, согласно части 2 статьи 14.12 КоАП, влечет аналогичную административную ответственность, то есть наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до одного года. Неправомерные действия при банкротстве разделены на три группы правонарушений: 1) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 статьи 14.13 КоАП); 2) неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 статьи 14.13 КоАП); 3) невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 статьи 14.13 КоАП). Совершение перечисленных правонарушений также влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП арбитражные суды будут рассматривать в том числе и дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13, то есть дела по таким административным правонарушениям, как фиктивное или преднамеренное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13 КоАП, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, то есть арбитражные суды (часть 1 статьи 28.3 КоАП). Кроме того, указанные протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления, то есть должностные лица Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и несостоятельности (банкротству) <*>, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральным законом либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ (пункт 10 части 2 статьи 28.3 КоАП). -------------------------------- <*> Далее - ФСФО.

Следует отметить, что в статье 10 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> дается определение понятиям "фиктивное банкротство" и "преднамеренное банкротство". Сравним содержание понятий, данных в КоАП и в Федеральном законе о банкротстве. -------------------------------- <*> Далее - Федеральный закон о банкротстве.

Фиктивное банкротство - подача должником заявления в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. В этом случае должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления (пункт 1 статьи 10 Федерального закона о банкротстве). Таким образом, в КоАП дано более широкое определение понятия "фиктивное банкротство", так как оно включает в себя любое заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, а не только обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом. Преднамеренное банкротство - банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. В этом случае на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная ответственность (пункт 2 статьи 10 Федерального закона о банкротстве). Следовательно, в КоАП расширен круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за преднамеренное банкротство, так как в КоАП, в отличие от Федерального закона о банкротстве, не дается перечня таких лиц. Кроме этого, следует обратить внимание на то, что в пункте 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве указывается, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован. Дисквалификация руководителя должника как вид уголовного наказания, который мог бы быть применен судами общей юрисдикции, Уголовным кодексом Российской Федерации не устанавливается (статьи 195 "Неправомерные действия при банкротстве", 196 "Преднамеренное банкротство", 197 "Фиктивное банкротство"). Дисквалификация предусматривается только КоАП и, следовательно, является административным наказанием, применяемым, как уже было сказано, арбитражным судом. Таким образом, если формально подходить к толкованию пункта 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве, то с введением в действие КоАП, то есть с 1 июля 2002 года, может быть одновременно применено к одному лицу два вида ответственности: уголовная (статьи 196, 197 УК) - судами общей юрисдикции и административная (статьи 14.12, 14.13 КоАП) - арбитражными судами. Это противоречит общему запрету на привлечение лица за одно и то же деяние одновременно к уголовной и административной ответственности. Для устранения указанной коллизии полагаем необходимым внести изменения в пункт 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве: слова "и (или) дисквалифицирован" заменить словами "или к административной ответственности". В этом случае лицо будет привлекаться либо к административной, либо к уголовной ответственности. Хотелось бы обратить внимание и на следующее. В части 2 статьи 14.13 КоАП среди правонарушений за неправомерные действия при банкротстве перечислено и неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). В статье 8 Федерального закона о банкротстве перечисляются лица, обязанные обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. К их числу относятся не только руководитель должника - юридического лица, но и индивидуальный предприниматель, то есть гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Получается, что если не подано заявление о признании юридического лица банкротом, то лицо, обязанное подать такое заявление в соответствии с Федеральным законом о банкротстве, может быть привлечено к административной ответственности. А индивидуальный предприниматель, также обязанный подать такое же заявление в соответствии с тем же Федеральным законом, не может быть привлечен к административной ответственности, так как КоАП она не предусмотрена. Исходя из сказанного, полагаем необходимым установить административную ответственность за неисполнение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя, исключив из части 2 статьи 14.13 КоАП слова "юридического лица". В судебной практике при применении КоАП может возникнуть и еще одна проблема. Ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство устанавливаются не только КоАП, но и Уголовным кодексом РФ. Единственным отличием содержания указанных понятий, данных в КоАП и в Уголовном кодексе РФ, является то, что эти действия, согласно Уголовному кодексу РФ, должны причинить крупный ущерб. Поскольку административная ответственность за перечисленные деяния не устанавливалась, вопрос о том, что такое крупный ущерб, возможно, и не возникал в судебной практике. Но теперь, когда за деяния устанавливается и административная, и уголовная ответственность, должно быть четко определено понятие "крупный ущерб". Это также необходимо и для того, чтобы органы, составляющие протоколы об административных правонарушениях <*>, в случаях фиктивного или преднамеренного банкротства, а также неправомерных действий при банкротстве четко могли провести грань между правонарушением и уголовным преступлением. Для этого в Уголовном кодексе РФ необходимо сделать примечание к статьям 195 - 197, в котором бы указывалось, сколько минимальных размеров оплаты труда в данном случае составляют крупный ущерб. -------------------------------- <*> Как уже было сказано, это арбитражные суды и должностные лица ФСФО.

Название документа