В каком размере следует принимать к вычету сумму НДС по нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам на рекламу? Можно ли принять к вычету всю сумму НДС по указанным расходам на рекламу, даже если в целях исчисления налога на прибыль учтена только часть расходов - один процент от суммы выручки?

Ответ: Абзацем 5 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу, в частности, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, нормируются.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, по существу вопрос сводится к следующему: распространяются ли положения абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ на все нормируемые в целях налогообложения прибыли расходы или же они применяются только в отношении тех расходов, которые поименованы в абз. 1 того же пункта данной статьи?

По мнению Минфина России, положения абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ применяются не только в отношении расходов на командировки, на наем жилого помещения и представительских расходов, но и в отношении всех нормируемых в целях налогообложения прибыли расходов. Следовательно, суммы НДС по нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам на рекламу принимаются к вычету в размере, соответствующем установленным нормам.

Такая позиция, в частности, содержится в Письмах Минфина России от 09.04.2008 N 03-07-11/134, от 11.11.2004 N 03-04-11/201. Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письма УФНС России по г. Москве от 12.08.2008 N 19-11/75319, УМНС России по г. Москве от 04.03.2004 N 24-11/14934).

При этом следует отметить, что, по мнению финансового ведомства, суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам на рекламу и не принятые к вычету, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании п. 49 ст. 270 НК РФ. Кроме того, указанные суммы, по мнению Минфина России, нельзя принять к вычету в последующих отчетных периодах, даже если абсолютная величина нормируемых расходов на рекламу увеличилась в связи с увеличением выручки (Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201).

Судебная арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Существуют положения арбитражных судов, в которых указано, что суммы НДС по нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам на рекламу принимаются к вычету в размере, соответствующем установленным нормам (Постановления ФАС Московского округа от 10.01.2007 N КА-А41/12981-06, от 30.12.2005 N КА-А40/13021-05-П, от 15.03.2005 N КА-А40/1512-05, от 27.05.2005 N КА-А40/4502-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2004 N Ф04-5004/2004(А81-3059-31)).

Однако существуют и противоположные судебные решения, согласно которым положения п. 7 ст. 171 НК РФ не распространяются на вычеты по расходам на рекламу и организации вправе принять к вычету в полном объеме суммы НДС по нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам на рекламу. В частности, такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А55-5349/2007, ФАС Московского округа от 03.11.2005 N КА-А40/10907-05. В заключение следует отметить, что ВАС РФ в Определении от 29.04.2008 N 5420/08 отказал налоговым органам в пересмотре Постановления ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А55-5349/2007.

Таким образом, предлагаем налогоплательщику самостоятельно принять решение с учетом изложенной информации.

К. В.Анатолити

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.12.2008