Организация оказывает ряду детских городских больниц спонсорскую помощь - бесплатно предоставляет продукцию собственного производства. Об этой благотворительной деятельности по заказу организации был снят короткометражный фильм и показан по местному телевизионному каналу. Съемки и показ фильма осуществлялись за счет организации. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть указанные затраты как рекламные расходы?
Ответ: Расходами в целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В частности, в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В рассматриваемой ситуации расходы организации на съемку и показ сюжета о благотворительной деятельности, по нашему мнению, не могут быть учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли по нескольким основаниям.
Указанные расходы не являются расходами на рекламу, поскольку отснятый сюжет рассказывает о благотворительной деятельности организации и не направлен на привлечение внимания к продукции организации.
Кроме того, Минфин России (Письмо от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66) указал, что статьи о деятельности организации, не содержащие пометки "на правах рекламы", не признаются рекламными, а расходы на публикацию указанных статей не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Вероятнее всего, аналогичной позиции финансовое ведомство будет придерживаться и в отношении сюжетов о деятельности организаций.
Однако по рассматриваемому вопросу существует и иная позиция, которая заключается в следующем. Показ сюжета о благотворительной деятельности организации создает ее положительный имидж и, соответственно, направлен на привлечение внимания как к самой организации, так и к ее деятельности.
Таким образом, указанный показ может рассматриваться как "имиджевая" реклама организации, тем более что объектом рекламирования согласно ст. 3 Закона N 38-ФЗ может быть не только товар, но и сама организация либо мероприятие.
Поскольку расходы на рекламу организации, в том числе "имиджевую", в конечном счете направлены на увеличение объема продаж и, соответственно, прибыли, то данные расходы в целях налогообложения прибыли являются экономически обоснованными и могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ при условии их документального подтверждения.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2008 N А42-1050/2007, от 14.09.2007 N А42-14020/2005, от 01.11.2007 N А42-13258/04-5, ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 N А43-42721/2005-36-1233.
Из вышеизложенного следует, что если организация учтет в целях налогообложения прибыли затраты на съемки и показ сюжета о своей благотворительной деятельности организации, то правомерность и обоснованность включения данных затрат в расходы она, скорее всего, будет вынуждена отстаивать в суде.
К. В.Анатолити
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
08.12.2008