Право на фирму с фирменным именем

(Рыкова И.)

("Бизнес-адвокат", N 2, 2002)

Текст документа

ПРАВО НА ФИРМУ С ФИРМЕННЫМ ИМЕНЕМ

И. РЫКОВА

Инга Рыкова, генеральный директор ООО "Правовой Сервис "ФАРН".

Средствами индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в соответствии со ст. 138 ГК РФ являются фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и так далее (что "далее", законом конкретно не установлено, это может быть, например, коммерческое обозначение, фирменный стиль, т. е. те элементы, которые дают возможность организации быть узнаваемой и неповторимой). Данные средства согласно той же статье признаются исключительным правом (интеллектуальной собственностью) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Наряду с общими признаками между фирменными наименованиями и товарными знаками имеются существенные различия, которые необходимо учитывать как в процессе разработки и регистрации, так и в процессе владения, пользования и распоряжения объектами исключительных прав.

Что первично: имя или фирма?

Фирменное наименование является первичным, т. к. юридическое лицо регистрируется под определенным именем и только после этого может подавать документы на регистрацию товарного знака.

Основные правовые нормы, раскрывающие содержание фирменного наименования, содержатся в ГК РФ.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно - правовую форму (например, общество с ограниченной ответственностью "Линда").

Наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а также некоторых коммерческих организаций в предусмотренных законом случаях должны иметь указания на характер деятельности юридического лица. Например, Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г.) установлено обязательное указание на тип общества (закрытое или открытое). В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г.) фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно - правовую форму и т. д. Далее в этой же статье ГК РФ в п. 4 изложено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, и если это фирменное наименование зарегистрировано в установленном порядке, то юридическое лицо имеет исключительное право его использования.

Таким образом, законодателем приведены два термина: "наименование" и "фирменное наименование", при этом указания на какие-либо различия в этих терминах отсутствуют. Однако если обратиться к другим нормам ГК РФ, содержащим требования к фирменным наименованиям (для полного товарищества - ст. 69; для товарищества на вере - ст. 82; для общества с ограниченной ответственностью - ст. 87; для общества с дополнительной ответственностью - ст. 95, для акционерного общества - ст. 96, для производственного кооператива - ст. 107; для унитарного предприятия - ст. ст. 113, 115), то становится очевидным, что указание на организационно - правовую форму является неотъемлемой частью фирменного наименования.

Нужно ли регистрировать фирменное наименование?

Согласно ст. 54 ГК РФ порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом. Единственным правовым актом, регулирующим порядок использования фирменных наименований, является Положение о фирме (утв. Постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.). Юристы - практики почему-то не вспоминают этот документ. Между тем его никто не отменял, он не противоречит ГК РФ, и суды используют его в своей практике (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 января 2001 г. N КА-А40/6520-00).

В соответствии с Положением о фирме фирменное наименование не подлежит регистрации. К тому же обязательный порядок регистрации фирменных наименований на федеральном уровне до настоящего времени не установлен.

Положением о фирме установлено, что фирма должна содержать указание на вид объединения владельцев (в современной терминологии - организационно - правовую форму), указание, необходимое для отличия от других предприятий (специальное наименование), а также сокращенное фирменное наименование, за исключением обозначений, способных ввести в заблуждение. Далее настоящим правовым актом раскрывается существо права на фирму: "Право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т. п. Указанное право исключительного пользования распространяется на сокращенное фирменное наименование лишь при условии включения его в полное фирменное наименование". Положением предусмотрена также судебная защита прав.

Фирменное наименование в настоящее время проверяется до регистрации самой организации. Проверка на неповторяемость, например в Москве, проводится в Московском реестре наименований предприятий. Наименования проверяются на предмет полного соответствия, и поэтому добавление какого-либо слова, например "Марс" или "Центр Марс", или изменение организационно - правовой форм, например АО "Марс" или ООО "Марс", приводит к признанию отсутствия тождества или сходства фирменных наименований. По сути, регистрация фирменного наименования является частью процедуры регистрации самой организации. Присвоенное фирменное наименование становится правом этой организации и в соответствии со ст. 132 ГК РФ частью имущественного комплекса предприятия.

Однако формальная регистрация приводит к ненадежной защите как самого фирменного наименования, так и прав его владельца. Причем фирменное наименование, например, может полностью соответствовать фирменному наименованию другого субъекта РФ, т. к. до настоящего времени отсутствует единый государственный реестр фирменных наименований. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что, например, в Москве регистрация фирменных наименований введена сравнительно недавно и ранее зарегистрированные организации под одинаковым фирменным наименованием спокойно продолжают работать, вкладывать деньги в рекламу и продвижение, не подозревая о том, что последствия могут быть крайне негативны.

Единственная, пожалуй, попытка защиты владельцев фирменных наименований была предпринята для государственных предприятий, осуществляющих обязательное акционирование. Постановлением Верховного Совета РФ "О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий" от 15 апреля 1993 г. N 414-1, в соответствии с которым установлено право сохранения фирменных наименований за государственными предприятиями, которые прошли или проходят обязательное акционирование (разгосударствление), акционерные общества (товарищества), имеющие фирменные наименования, идентичные фирменным наименованиям таких предприятий, должны были произвести в 30-дневный срок перерегистрацию уставных документов с изменением своих наименований (на условиях освобождения от платежей и пошлин, связанных с обязательной перерегистрацией).

Как отстоять исключительное право?

В соответствии со ст. 54 ГК РФ и другими законами, содержащими нормы, регулирующие фирменные наименования, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Наряду с этим Кодекс налагает и обязанность прекращения использования фирменного наименования и возмещения убытков правообладателю в случае, если название присвоено неправомерно.

В последнее время участились споры по вопросам принадлежности исключительного права. При этом возникает вполне резонный вопрос: как отстоять правообладание? Дают ли законодательные нормы возможность сделать это эффективно? В соответствии с Конвенцией по охране промышленной собственности (ст. 1) фирменное наименование наряду с другими объектами является объектом охраны без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака (ст. 8).

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 2 января 2000 г.) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг отнесена к недобросовестной конкуренции со всеми вытекающими последствиями. Однако разрешение спора является достаточно сложным.

Достаточно часто возникают ситуации, когда в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Но у ответчика аналогичное наименование также зарегистрировано в установленном порядке, т. к. зарегистрирована сама организация, имеющая соответственно принадлежащее с момента регистрации фирменное наименование.

Как в таком случае доказать сам факт неправомерности использования фирменного наименования?

В соответствии с законом организационно - правовая форма является неотъемлемой частью фирменного наименования, и если она различна у истца и ответчика, то признать неправомерным использование части фирменного наименования, например слова, практически невозможно.

Как же быть?

Во-первых, предмет иска должен быть сформулирован четко:

- использование чужого фирменного наименования - один предмет;

- использование сходного фирменного наименования в целях недобросовестной конкуренции - другой предмет, при этом потрудитесь установить степень сходства и вероятность смешения фирменных наименований при участии юридических лиц в хозяйственном обороте.

Во-вторых, если речь идет о сходстве наименований и использовании этого сходства в целях недобросовестной конкуренции, истцу необходимо доказать использование наименования в целях недобросовестной конкуренции, что также крайне сложно. Так, в соответствии с Законом N 948-1 недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Что, конечно же, тоже надо доказать.

В соответствии с указанным Законом конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На наш взгляд, эффективное ограничение возможности одностороннего воздействия на общие условия обращения товаров крайне сложно обосновать в условиях чистой конкуренции, а чтобы говорить о соответствующем товарном рынке, необходимо определить границы этого рынка.

Таким образом, защита прав на фирменное наименование носит более декларативный характер, и механизм этой защиты в рамках правового поля России отсутствует. В итоге в большинстве споров истец и ответчик остаются каждый при своем интересе.

Но если вдруг два совершенно одинаковых фирменных наименования существуют на одном рынке, если вдруг оба участника являются добросовестными приобретателями прав на фирменное наименование, если вдруг суд признает по каким-либо основаниям обладателем прав одного из них, - и тогда проблема не будет решена. Остается открытым вопрос распределения убытков с учетом того, что одному из юридических лиц необходимо будет пройти перерегистрацию и подсчитать потери, понесенные из-за неоправданной траты средств, вложенных в "раскрутку", включая рекламу.

Чтобы взыскать убытки, истцу необходимо:

- предоставить суду расчет убытков и доказать их наличие;

- доказать суду, что убытки возникли в результате недобросовестных действий ответчика в области интеллектуальной собственности.

Это достаточно сложная задача, в связи с чем арбитражные суды не всегда удовлетворяют требования по убыткам.

"Я вам вручаю свой портрет"

Достаточно спорным остается вопрос о передаче прав на фирменное наименование третьим лицам. На практике такие соглашения заключаются нередко. В различных типах договоров существуют положения, предусматривающие передачу прав на использование фирменного наименования или даже обязательное условие его использования контрагентами. Идея проста - продвижение информации о фирме. Вступать в гражданский оборот организация может только под своим именем. Использовать чужое фирменное наименование могут только лица, образованные правообладателем (например, представительства) или выступающие от имени правообладателя (например, агенты).

В Положении о фирме содержится, на наш взгляд, очень нужная норма, определяющая, что право на фирменное наименование не может быть отчуждено отдельно от предприятия. В случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может пользоваться брендом предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников. Смысл в том, что никто, кроме фирмовладельца, не имеет права использовать фирменное наименование.

Сегодня законодатель игнорирует эти не только логичные, но и обоснованные нормы и предусматривает в гл. 54 ГК РФ, регулирующей правоотношения по договору коммерческой концессии, передачу прав на фирменное наименование. Думается, что такие установки в корне неверны по целому ряду оснований.

Во-первых, как уже указывалось выше, право на фирменное наименование является правом неотчуждаемым (например, фирменное наименование - общество с ограниченной ответственностью "Ринда" принадлежит конкретной организации и может перейти к другому лицу только при ее продаже. В случае, если организация не будет переименована новым собственником, она сохранит свое прежнее наименование - ООО "Ринда").

Во-вторых, термин "коммерческое обозначение" законодательно как средство индивидуализации не определен, соответственно и механизм его передачи, использования и защиты в настоящее время не выработан.

В-третьих, при передаче других прав на объекты интеллектуальной собственности, например товарного знака, правообладатель и, соответственно, пользователь гарантируют потребителю определенные свойства и качество товара или определенные стандарты деятельности. При этом остается открытым вопрос: что будет гарантировать фирменное наименование или его часть и как определить пределы прав и ответственности лиц, участвующих в сделке?

В-четвертых, передача права за вознаграждение возможна только в том случае, если это право определимо и оформлено соответствующим образом, если оно может быть защищено, если ответственность за возможность смешения передаваемого коммерческого обозначения (мы исходим из того, что этот термин существует) с фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, товарными знаками других лиц принимает на себя правообладатель.

Анализ сегодняшней практики разрешения споров между владельцами фирменных наименований дает основания полагать, что формирование правоотношений с использованием гл. 54 ГК РФ "Коммерческая концессия" повлечет за собой еще большее количество споров, поскольку сама реализация права на передачу фирменного наименования и приобретение его по договору повлечет за собой конфликты, особенно в тех субъектах Федерации, где фирменное наименование не регистрируется.

Название документа