О применении нормативов потерь полезных ископаемых для целей НДПИ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2013 г. N 03-06-06-01/50342
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и сообщает.
Абзацем 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Правила утверждения нормативов, потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", а по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
При этом Кодексом не предусмотрен перерасчет сумм НДПИ в случае, если вновь утвержденные нормативы потерь отличаются в ту или иную сторону от утвержденных ранее.
Таким образом, исходя из норм Кодекса можно сделать вывод, что при отсутствии у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке нормативов потерь на очередной финансовый год налогоплательщик вправе применять нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке ранее, до утверждения новых нормативов потерь без перерасчета сумм уплаченного НДПИ.
Данная позиция соответствует и разъяснениям Минэкономразвития России "О применении положений Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ" (Письмо от 07.11.2006 N 16542-КА/Д07), подготовленным в связи с запросами налогоплательщиков по вопросам, связанным с применением налоговых льгот по НДПИ после принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Вместе с тем Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ) от 19.02.2013 N 12232/12 определено, что несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по не зависящим от налогоплательщика причинам не должно влиять на его право на применение налоговой ставки НДПИ в размере 0 процентов применительно к размеру потерь, признаваемому уполномоченным государственным органом на данный календарный год нормативным. Поэтому налогоплательщик вправе после утверждения нормативов потерь на очередной календарный год в течение этого года (или следующего за ним года) произвести перерасчет сумм НДПИ, уплаченных в налоговые периоды, предшествующие налоговому периоду утверждения новых нормативов потерь.
С учетом указанного Постановления Президиума ВАС РФ, Минфин России полагает, что до внесения в гл. 26 Кодекса соответствующих изменений, конкретизирующих порядок применения нормативов потерь в целях исчисления НДПИ, налогоплательщик вправе произвести перерасчет сумм НДПИ, подлежащих уплате в бюджет, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены нормативы потерь, в случае, если нормативы потерь на очередной календарный год утверждены в течение отчетного года либо следующего за ним календарного года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
22.11.2013