Является ли местом осуществления деятельности, связанной с распространением и (или) размещением наружной рекламы, в целях постановки на учет в налоговых органах место нахождения организации либо место нахождения рекламных конструкций? Какое значение К2 необходимо применять для исчисления ЕНВД: установленное муниципальным образованием (районом, городом) по месту нахождения организации или по месту расположения рекламных конструкций?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 ноября 2008 г. N 03-11-04/3/534

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен указанный налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы.

При этом п. 2 ст. 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) в гл. 26.3 Кодекса, вступающими в силу с 1 января 2009 г., организации и индивидуальные предприниматели, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Также обращаем внимание, что в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-11-02/83, направленном в адрес ФНС России, было дано разъяснение о постановке на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы.

Таким образом, в целях применения п. 2 ст. 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся распространением и (или) размещением наружной рекламы, должны осуществлять постановку на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности, а не по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя).

В отношении вопроса о применении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 при исчислении единого налога на вмененный доход необходимо учитывать следующее.

Коэффициент К2 предназначен для корректировки базовой доходности определенного вида деятельности, применяемой при исчислении единого налога на вмененный доход, в зависимости от условий ведения этой деятельности: в частности, ассортимента товаров, места ведения деятельности, режима работы и так далее (ст. 346.27 Кодекса).

Согласно нормам ст. ст. 346.26 и 346.29 Кодекса значения коэффициента К2 устанавливаются нормативными актами муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов) или городов федерального значения в пределах от 0,005 до 1.

Нормативные акты муниципального образования или города федерального значения, регламентирующие действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, могут предусматривать и порядок расчета налога в тех случаях, когда к деятельности налогоплательщика одновременно применимы несколько значений К2.

Однако если таких указаний в нормативных актах муниципального образования или города федерального значения нет, нужно руководствоваться только положениями Кодекса.

Исходя из ст. 346.27 Кодекса, под распространением и (или) размещением наружной рекламы понимается предпринимательская деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных (световых) табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

При этом ст. 346.29 Кодекса установлено, что налоговая база по единому налогу на вмененный доход определяется как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности.

При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы используется физический показатель "площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах)" или "площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах)".

Поэтому при расчете единого налога на вмененный доход каждая из используемых организацией рекламных конструкций рассматривается как отдельный объект, по которому определяется величина физического показателя. Это означает, что в отношении каждой из рекламных конструкций налоговая база определяется отдельно.

Коэффициент К2 корректирует базовую доходность, то есть применяется при расчете налоговой базы.

В связи с тем, что налоговая база в отношении каждой рекламной конструкции определяется отдельно, то при установлении различных значений К2 в зависимости от места расположения той или иной рекламной конструкции базовая доходность должна определяться с учетом значений коэффициента К2, соответствующих именно тому муниципальному образованию (району, городу), где расположена рекламная конструкция.

Также следует отметить, что с 1 января 2009 г. Федеральным законом N 155-ФЗ отменена норма, установленная п. 6 ст. 346.29 Кодекса, согласно которой налогоплательщикам единого налога на вмененный доход предоставлено право самостоятельно корректировать в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов РФ

С. В.РАЗГУЛИН

27.11.2008