Коллективным договором предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности сверх суммы, установленной законодательством РФ, исходя из средней заработной платы работников. В каком порядке следует учитывать в целях исчисления налога на прибыль и ЕСН оплату пособия работников за первые два дня временной нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами, а также доплаты до фактического заработка работников сверх сумм, погашаемых страховыми выплатами и выплатами работодателя за первые два дня нетрудоспособности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2008 г. N 03-03-06/1/652
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и единым социальным налогом и сообщает следующее.
По налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Так, ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, за полный календарный месяц не может превышать 17 250 руб.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в ч. 4 настоящей статьи) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 1 ст. 255 Кодекса).
Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 48.1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.
Таким образом, расходы работодателя по выплате пособия работнику за первые два дня его временной нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Вместе с тем доплаты до фактического заработка сверх сумм, погашаемых страховыми выплатами и выплатами работодателя, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно п. 15 ст. 255 Кодекса, если они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По единому социальному налогу.
Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.
Как указано выше, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности согласно Закону N 183-ФЗ в 2008 г. не может превышать за полный календарный месяц 17 250 руб.
Таким образом, сумма доплаты работнику до фактического заработка при временной утрате трудоспособности не может рассматриваться как государственное пособие и подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
26.11.2008