Об обязанности физлиц, признаваемых налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество физлиц, по уплате законно установленных налогов
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2013 г. N 03-05-06-02/50217
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-п, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В развитие конституционной нормы в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно всеобщности и равенства налогообложения.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц установлены соответственно гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Указанные налоги входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками имущественных налогов, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Одновременно сообщается, что земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать пониженные налоговые ставки и налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В связи с этим по вопросам, связанным с установлением (отменой) земельного налога, налога на имущество физических лиц, освобождением от уплаты указанных налогов отдельных категорий граждан (имущества), следует обращаться в органы местного самоуправления.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. В.САЗАНОВ
21.11.2013