Об отсутствии оснований для распространения с 01.01.2009 ограничений, установленных пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде ЕНВД" НК РФ, на региональные, межрегиональные, а также местные отделения общественных объединений
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2008 г. N 03-11-04/3/531
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения с 1 января 2009 г. положений пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общественными организациями и сообщает следующее.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2009 г., ст. 346.26 Кодекса дополнена п. 2.2, в соответствии с пп. 2 которого на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), на организации потребительской кооперации, хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ установлено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Исходя из положений ст. 14 Федерального закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, которые действуют в соответствии с уставными целями этих общественных объединений.
Согласно ст. 21 Федерального закона N 82-ФЗ, в случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено указанным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Общественные объединения, так же как и их отделения, не формируют уставный капитал, который разделен на определенное число акций или на доли определенных учредительными документами размеров. Поэтому предусмотренное пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса ограничение на региональные, межрегиональные, а также местные отделения общественных объединений не распространяется.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
25.11.2008