Организация подала в налоговый орган заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль в связи с задержкой оплаты выполненного государственного заказа (налогоплательщик являлся его исполнителем). Налоговым органом было отказано в предоставлении отсрочки. Налогоплательщик, считая отказ незаконным, уплату налога в срок не произвел. Налоговый орган, исходя из факта несвоевременной и неполной уплаты в бюджет налога, начислил налогоплательщику пени. Впоследствии отказ в предоставлении отсрочки был признан недействительным вышестоящим налоговым органом. Налогоплательщик считает, что факт признания отказа в предоставлении отсрочки недействительным является безусловным основанием для неначисления налоговым органом пеней в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком налога на прибыль организаций за период, когда он должен был пользоваться отсрочкой или когда срок уплаты налога должен быть изменен. Прав ли налогоплательщик?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

В соответствии с п. 7 ст. 64 НК РФ при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в пп. 1 или 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которая взыскивается с налогоплательщика в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2008 N Ф04-5563/2008(11403-А67-26) суд указал, что исходя из положений ст. 75 НК РФ отказ налогового органа в предоставлении отсрочки не влияет на основания и порядок начисления пени за несвоевременную уплату налога, поскольку даже в случае принятия решения о предоставлении отсрочки налоговым органом пеня за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу соответствующего решения, принятого в порядке ст. 64 НК РФ, подлежит включению в сумму задолженности.

Таким образом, налогоплательщик не прав. Исходя из норм НК РФ и судебной практики факт признания отказа в предоставлении отсрочки недействительным не является безусловным основанием для неначисления налоговым органом пеней в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком налога на прибыль организаций. Однако следует отметить, что налогоплательщик не лишен права обратиться к налоговому органу с требованием о взыскании убытков, причиненных ему в связи с непредставлением отсрочки уплаты налогов.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.11.2008