После реорганизации ЗАО путем присоединения к ОАО в лицевых счетах последнего отражена задолженность по штрафным санкциям по НДС. В отношении указанных штрафов налоговым органом пропущен срок давности взыскания, в связи с чем их взыскание оказалось невозможным. ОАО обратилось в налоговый орган с просьбой внести в карточки лицевых счетов сторнирующие записи. На эту просьбу налоговый орган ответил отказом. Правомерен ли отказ налогового органа?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ. Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 59 НК РФ задолженность по штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 100), в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству (п. 1).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 100 предусмотрено, что решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, если иное не установлено указанным Постановлением.

При этом истечение сроков давности взыскания налоговых санкций, предусмотренных ст. 115 НК РФ, не отнесено к обстоятельствам, наступление которых влечет признание задолженности по штрафам безнадежной.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст. 33 НК РФ).

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04 должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у налоговых органов, действующих в рамках предоставленных им полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Данный вывод суда также поддерживается некоторыми арбитражными судами (Постановления ФАС Московского округа от 21.08.2007, 27.08.2007 N КА-А40/8365-07, от 22.12.2005 N А40-39793/05-139-348, от 12.12.2005 N А40-39790/05-141-294, от 22.12.2005 N А40-39794/05-128-340).

Как отражено в арбитражной практике, после истечения предусмотренных ст. 115 НК РФ сроков давности взыскания налоговых санкций у налогового органа не возникает правовых оснований для признания сумм штрафов безнадежными и исключения их из лицевых счетов налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 N А13-1061/2008; ФАС Поволжского округа от 30.11.2004 N А55-5903/2004-51).

Однако это лишь одна из позиций судов.

Согласно другой позиции (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 N Ф04-3949/2008(7400-А81-26), Определение ВАС РФ от 02.10.2008 N 12563/08) пропуск налоговым органом срока для взыскания - причина для исключения спорной суммы из задолженности налогоплательщика. В то же время суд соглашается с тем, что отражение в лицевом счете налогоплательщика сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть им оспорены в порядке, установленном нормами НК РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2007 N А81-995/2007).

Таким образом, исходя из отсутствия единообразия в арбитражной практике, приходим к выводу, что данный вопрос является спорным. Согласно официальной позиции ВАС РФ отказ налогового органа следует признать правомерным, противоположное мнение налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.11.2008