Организация оказывает услуги по размещению наружной рекламы и применяет в отношении такой деятельности ЕНВД. Организация планирует заключить договор с осуществляющей пассажирские перевозки компанией и размещать внутри салонов транспортных средств мониторы для показа рекламы. Должна ли организация применять в отношении такой деятельности ЕНВД?

Ответ: В силу п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении перечисленных в данной норме видов предпринимательской деятельности, в том числе в отношении распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.

При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под распространением и (или) размещением рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.

В силу п. 16 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ (далее - Закон N 155-ФЗ) в ст. 346.26 НК РФ внесены изменения, согласно которым ЕНВД может применяться в отношении размещения рекламы на транспортных средствах.

Согласно п. 17 Закона N 155-ФЗ абз. 36 ст. 346.27 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой под размещением рекламы на транспортном средстве понимается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона "О рекламе", на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

В соответствии со ст. 4 Закона N 155-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) указанный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ.

При этом под рекламой в силу ст. 3 Закона N 38-ФЗ понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 20 Закона N 38-ФЗ определяет рекламу на транспортных средствах и с их использованием. Согласно п. 1 данной нормы размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Таким образом, в отношении деятельности по размещению рекламы на мониторах внутри транспортных средств с 1 января 2009 г., по нашему мнению, следует применять ЕНВД, поскольку Закон N 38-ФЗ, на который ссылается норма НК РФ, не делает различия, внутри либо снаружи транспортного средства устанавливается реклама.

При этом необходимо отметить, что Минфин России, основываясь на редакции п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ, действующей до 1 января 2009 г., придерживался мнения, что предпринимательская деятельность по размещению и распространению рекламы внутри автотранспорта не подлежит переводу на ЕНВД (Письмо от 19.08.2008 N 03-11-05/199). На данный момент позиция Минфина России, основанная на новой редакции указанных норм, отсутствует.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.11.2008