Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате в установленный срок пеней за просрочку уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет. Однако данное требование не содержит сведений о дате образования недоимки, на которую начислены пени, об основании ее возникновения, сроке уплаты, периоде просрочки. В связи с этим налогоплательщик считает себя лишенным возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера, а требование налогового органа - незаконным, нарушающим положения п. 4 ст. 69 НК РФ, и не исполняет его. Прав ли налогоплательщик?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно разъяснениям ВАС РФ, данным в п. 19 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В сложившейся судебной практике нет единообразия. Согласно одной позиции, отраженной в Постановлении ФАС Уральского округа от 01.10.2008 N Ф09-6920/08-С3, нарушения требований, содержащихся в п. 4 ст. 69 НК РФ, сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.

Согласно другой позиции требование об уплате налога может быть признано недействительным как не соответствующее налоговому законодательству, в случае если оно не содержит сведений о налоговом периоде образования задолженности по пене и недоимке по налогам, в нем отсутствуют сведения о дате, с которой начислены пени.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2006 N Ф04-7813/2006(28691-А27-37) требование признано недействительным, так как не содержит данных об основаниях взимания пени; расчета пени; даты, с которой начисляются пени, и ставке пени; сведения о наличии недоимки, на которую исчислены пени. Суд постановил, что указанные нарушения не позволяют налогоплательщику установить основания образования и обоснованность начисления пени (данные выводы также содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2007 N Ф04-7266/2007(39326-А45-26); ФАС Московского округа от 18.02.2008 N КА-А40/14511-07; ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2006 N А26-5335/2006-28; ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2008 N Ф08-557/08-293А; ФАС Уральского округа от 08.09.2008 N Ф09-6357/08-С3; ФАС Центрального округа от 02.03.2007 по делу N А09-5880/06-30).

При этом предлагаем также учитывать, что в соответствии с пп. 10, 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, налогоплательщику правомерность неисполнения требования, очевидно, придется отстаивать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.11.2008