Плательщик налога на игорный бизнес обратился в налоговый орган в целях регистрации 12 игровых автоматов как объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. Организация имеет лицензию на осуществление деятельности по содержанию игорных заведений, выданную в установленном порядке и действовавшую на момент подачи данным налогоплательщиком указанного заявления. Налоговый орган отказал в регистрации данных объектов, ссылаясь на то, что деятельность налогоплательщика не отвечает требованиям ч. 4 и 5 ст. 8 и ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку имеющаяся у названного общества лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не содержит адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и документально не подтвержден технически заложенный процент выигрыша каждого игрового автомата не менее 90 процентов. Правомерен ли в данном случае отказ налогового органа в регистрации?

Ответ: В силу ст. 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).

Под игорным заведением в целях Закона N 244-ФЗ понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).

В то же время ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6, ч. 1 и 3 - 5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Пунктом 5 ст. 8 Закона N 244-ФЗ установлено, что одним из требований к игорному заведению является технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата, который не может составлять менее чем девяносто процентов.

В случае если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 1 июля 2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).

Также согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются среди прочего полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15 данного Закона, ч. 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Из ч. 4 ст. 16 Закона N 244-ФЗ следует, что для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день вступления в силу Закона N 244-ФЗ лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Также следует учитывать, что с 30 июня 2009 г. пп. 76 п. 1 ст. 17 (деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино)) утрачивает силу (ч. 2 ст. 20 Закона N 244-ФЗ). А также с 30 июня 2009 г. пп. 77 п. 1 ст. 17 (деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов)) утрачивает силу (ч. 2 ст. 20 Закона N 244-ФЗ).

Из содержания п. п. 2 и 5 ст. 366 НК РФ следует, что каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

Пунктом 6 упомянутой статьи предусмотрена обязанность налоговых органов в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица плательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.

При этом в силу п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 N 116 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе" на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных Законом N 244-ФЗ в период с 1 июля 2007 г. до 30 июня 2009 г. Вместе с тем законодатель не определил порядок реализации налоговыми органами возложенных на них полномочий.

Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.

Данный вывод также подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2008 N А14-12009-2007/561/28). Но это лишь одна из позиций судебных органов.

Согласно другой позиции законодательством о налогах и сборах не установлено оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. Статьей 366 НК РФ установлена безусловная обязанность налогового органа в случае обращения налогоплательщика с заявлением выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. Следовательно, у налоговых органов в данном случае отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2008 N Ф04-6150/2008(13156-А27-19) и от 14.10.2008 N Ф04-6360/2008(13786-А27-19), ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2008 N А43-544/2008-6-15).

Таким образом, неправомерность решения налогового органа об отказе в регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес налогоплательщику, видимо, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.11.2008