В ходе проведения проверки налоговым органом в аптеке, принадлежащей организации, был установлен факт применения контрольно-кассовой машины, исключенной из Государственного реестра и с истекшим сроком амортизации, что закреплено в акте и протоколе об административном правонарушении. Организация с данным решением налогового органа не согласна, так как считает, что то обстоятельство, что налоговый орган не известил ее о снятии с учета данной ККМ, исключает вину в совершенном административном правонарушении. Может ли в данном случае организация быть привлечена к административной ответственности?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно разъяснению Пленума ВАС РФ в Постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" ответственность, предусмотренная ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин, наступает в том числе и за использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.
В силу п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно п. 5 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра и применяющаяся до истечения срока ее амортизации, должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр.
Пункт 19 названного Положения устанавливает, что снятие с регистрации контрольно-кассовой техники может осуществлять налоговый орган самостоятельно. При этом он уведомляет пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.
Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 09.10.2008 N Ф04-5797/2008(12178-А03-29) посчитал, что у организации, применившей контрольно-кассовую машину, исключенную из реестра и с истекшим сроком амортизации, не имелось возможности для соблюдения правил и норм, так как она не была должным образом извещена о снятии с учета ККМ, а соответственно, отсутствует вина организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, очевидно, что неправомерность привлечения к административной ответственности, в частности отсутствие вины в применении ККМ, исключенной из Государственного реестра, организации придется доказывать в суде.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
20.11.2008