Налоговый орган провел проверку деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В ходе проверки установлено, что при оплате за услуги мобильной связи через платежный терминал (ОСМП-1), принадлежащий предпринимателю и установленный в магазине, выдан чек терминала, на котором отсутствуют обязательные для контрольно-кассовых чеков реквизиты, предусмотренные п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.08.1998 N 904. Указанное нарушение зафиксировано в протоколе осмотра и протоколе об административном правонарушении. По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов с населением. Правомерно ли в данном случае привлечение к ответственности?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Пунктом 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

Кроме того, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 13007/07 операции по приему денежных средств для осуществления оплаты услуг сотовой связи через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

Данные выводы подтверждаются также многочисленной судебной практикой окружных арбитражных судов (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.06.2008 N Ф08-3076/2008, от 16.09.2008 N Ф08-5351/2008; ФАС Московского округа от 19.03.2008 N КА-А40/2017-08; ФАС Уральского округа от 24.06.2008 N Ф09-4434/08-С1; ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2008 N А42-3499/2007).

В данном случае налогоплательщик при осуществлении приема платежей за оказываемые операторами сотовой связи услуги не применял контрольно-кассовую машину, однако использовал терминал самообслуживания - автомат по приему различного рода платежей ОСМП-1, который содержит элементы программно-технического комплекса и, следовательно, относится к разновидности контрольно-кассовой техники.

Таким образом, привлечение налогоплательщика к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.11.2008